Содержание лекционного курса Тема 1. Социология как наука об обществе
Специфика научного познания мира. Общественные науки в изучении социального мира. Первоосновы социальной жизни.
Специфика социологии как общественной науки. Объект и предмет социологии. Дискуссионность вопроса о предмете социологии. Микро-и макроуровни социальной жизни. Характеристика основных методов социологии (опросные методы, анализ документов, наблюдение, эксперимент и др.) и варианты их классификации (теоретические и эмпирические; методы естественных наук, количественные методы, качественные методы).
Структура современного социологического знания. Уровни и отрасли социологии. Основные функции социологии в современном обществе (познавательная, гуманистическая, прогностическая, социального контроля, идеологическая и т.д.). Общество как объект управления. Социальная диагностика и социальные технологии.
Тема 2, Основные этапы развития социологической теории
Предыстории социологии: социологические идеи в религиозных и философских произведениях древности, средневековья и эпохи просвещения. Социологическая мысль в России в 17-18 в. Взгляды Ю. Крижанича, А. Радищева и В, Татищева на проблемы человека и общественного развития.
|
|
Возникновение и развитие социологии как науки. О. Конт о необходимости создании науки об обществе. Основные идеи представителей классической социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Ве-бер). Развитие социологии в России в середине 19-иачале 20 в.в. Многообразие социологических школ (натуралистическое направление Л.И. Мечникова, психологическая школа Е.В. Роберти, плюралистическая теория М.М. Ковалевского и др.).
Современные социологические теории: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), теории социального конфликта (Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер), бихевиоризм (теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, символический иитеракционизм Дж. Мид), феноменологическая социология (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель). Проблемы развития советской и российской социологии. Алтайская социологическая школа.
Тема 3. Общество как социальная и социокультурная система
Общее понятие системы. Основные направления системного анализа. Основные типы систем (технические, биологические и социальные). Отличительные черты социальной системы. Общество как социальная система: многовариантность подходов. П. Сорокин и социокультурный подход. Основные элементы социальной системы и ее функции. Культурная система общества, ее основные элементы (значения, ценности, нормы). Взаимодействие социальной и культурной систем общества.
|
|
Возможности социокультурного подхода в исследовании актуальных проблем современного российского общества. Модернизационный процесс в России.
Тема 4. Социология личности
"Индивид", "индивидуальность" и "личность" как понятия, раскрывающие сложную биопсихосоциальную природу человека. Различия в со-
циологической и философской трактовке понятия личности. Теории личности 3. Фрейда, Дж. Мида и Э. Берна.
Социальный статус человека: сущность и разновидности (личный и социальный; предписанный и приобретённый; формальный и неформальный). Социальный статус и социальное положение человека. Иерархия социальных статусов. Социальная роль как поведенческая характеристика личности. Теория социальных ролей. Понятие ролевого конфликта.
Социализация личности. Общество и личность. Основные теории социализации (теория "Зеркального Я" Ч. Кули, сценарная теория Э. Берна, взгляды Дж. Г. Мид и др.). Факторы социализации. Виды специализации (первичная и вторичная) и их особенности. Ценностные ориентации и формирование личности. Понятие агентов социализации и их виды. Возрастная социализация. Основные этапы жизненного цикла развития и возрастные кризисы в теории Э. Эриксона. Адаптация и развитие. Свобода выбора личности. Проблемы социализации личности в современном российском обществе.
Понятие девиации. Социальная норма, социальная патология, аномия. Девиантное и делинквентное поведение. Причины девиации (биологический подход Ч. Ломброзо и У. Шелдона; психологическое объяснение 3. Фрейда; социологическая теория Э. Дюркгейма; культурологическое объяснение девиации Селлина и Миллера, теория стигматизации Г. Беккера). Типы девиации Р. Мертона: конформизм, инновация, ритуализм, ретриатизм, бунт. Девиация и социальный контроль. Формальный и неформальный социальный контроль.
Тема 5. Социальные общности и группы
Понятие и основные признаки социальной общности. Сущность социальной группы. Классификация социальных групп: различия в основаниях. Первичные и вторичные группы, малые и большие группы. Формальные и неформальные группы. Понятие "референтная группа". Толпа как форма деперсонифицированного поведения людей. Этническая общность. Раса, нация, национальность, народность. Молодежь как со-
циально-демографическая группа общества. Групповые ценности и нормы.
Тема 6. Социальные институты
Понятие и основные признаки социального института. Социальный институт как совокупность функций, социальных учреждений, социальных ролей и статусов, социальных норм и правил. Общественная потребность и социальный институт. Функция и дисфункция социального института. Явные и латентные функции социального института. Типы социальных институтов: экономические, политические, социокультурные, институты родства; распределительные, коммуникативные, контролирующие, репродуктивные, воспитательные, нормативно-ориентирующие, нормативно-контролирующие социальные институты. Факторы развития социального института.
Семья как социальный институт. Функции семьи. Основные типы семьи и брака. Тенденции развития и проблемы современной семьи. Семья и разводы. Нетрадиционные типы семьи. Проблемы семьи в современном российском обществе.
Тема 7. Социальная структура общества
Понятие социальной структуры и ее основные элементы. Социальная структура и проблема социального неравенства. Сущность неравенства и его виды (естественное и социальное). Причины социального неравенства. Относительное и абсолютное равенство в обществе: истори-ко-социологический аспект проблемы.
Основные подходы к изучению социальной структуры общества. Социально-классовый подход марксистской социологии. Основные положения теории социальной стратификации (идеи М. Вебера и П. Сорокина). Основные критерии социальной стратификации: уровень доходов, объем власти, престиж профессии, уровень образования. Типы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональ-
|
|
ная. Профиль социальной стратификации, его типы. Основные слои современного общества.
Закрытые и открытые общества и проблема социальной мобильности. Типы социальной мобильности: горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая. Каналы социальной мобильности. Маргиналь-ность: основные подходы к определению и виды.
Тенденции изменения социальной структуры современного российского общества. Проблема социального расслоения, основания дифференциации общества в настоящее время. Богатые и бедные в России. Проблема формирования среднего класса. Маргинализация и криминализация российского общества: причины и следствия.
Тема 8. Культура как социальная реальность
Многообразие дефиниций культуры. Специфика трактовки культуры как социального явления. Культура как совокупность ценностей и норм, являющихся общими для членов социальной группы и придающими ей целостность и устойчивость (Э. Дюркгейм) или мотив социального поведения личности (М. Вебер). Основные содержательные элементы культуры как системного явления. Место и роль культуры в обществе: позиции марксистской и понимающей социологии. Функции культуры в обществе. Тенденции функционирования культуры в обществе (тенденция сохранения и тенденция развития).
Типы культуры в контексте развития человеческой цивилизации. Западная и восточная социокультурные суперсистемы. Культурно-исторические типы в теориях Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. Мировая и национальная культуры. Тенденция унификации национальных культур и угроза национально-культурной идентичности современных обществ. Типы культур внутри общества: центральная культура, субкультура, контркультура. Элитарная, народная и массовая культуры. Факторы развития массовой культуры.
|
|
II
Тема 9. Социальные изменения
Социальные процессы. Социальное изменение и социальное развитие. Виды социальных изменений. Прогресс и регресс. Понятие прогресса и его виды: материальный, духовный, интеллектуальный прогресс. Объективные to субъективные критерии прогресса. Основные макросо-циологичсские теории социальных изменений. Социокультурная теория Сорэхина. Индустриально-технологические теории У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла. Социально-экономическая теория К. Маркса.
Механизмы и направления социальных изменений. Характерные приз-паки эволюционного(0. Конти Г. Спенсер) и революционного (К. Маркс) социальных изменений. Социальные реформы и инновации в контексте эволюционного развития общества. Субъект социальных изменений: творческое меньшинство и народные массы. Основные концепции развития общества: линейное, спиралевидное, циклическое развитие. Концепция длинных волн Н.Д. Кондратьева.
Теория модернизации (М. Вебер, Г. Алмонд, М. Лсви). Процесс модернизации современного российского общества и переход к рынку. Три волны модернизаций в России. Особенности третьей волны — современного этапа; модернизации.
Тема 10. Прикладная социология, ее цель и задачи. Программа социологического исследования
Понятие прикладной социологии, ее цели и задачи. Связь теоретической и прикладной социологии. Методология как основанная на определенной парадигме позиция исследователя, лежащая в основе интерпретации социальной проблемы, предметной области анализа, а также результатов исследования.
Социальное измерение в социологии. Квантификация социальной информации, количественные и качественные показатели измерения. Шкалирование и его виды. Структурные и факторные индикаторы.
Этапы проведения социологического исследования. Программа со-
циологического исследования и се основные структурные элементы: формулировка и обоснование проблемы исследования, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, интерпретация и операциона-лизация понятий, выдвижение гипотез, определение исследуемой совокупности, разработка инструментария исследования.
Основные этапы обобщения социологических данных. Выбор признаков группировки статистических данных. Построение рядов распределений. Наглядность в представлении результатов. Правила составления графиков, диаграмм и таблиц. Основные принципы интерпретации социологических данных.
-