Модуль 1

Литература Франции 50-60-х годов ХIХ века

Историческая обстановка и особенности развития национального литературного процесса середины ХIХ века (после 1848 г.). Две тенденции в литературе данного периода: буржуазная, создавшая разные жанры «массовой литературы» (романы М. дю Кана, О. Фейе, П. де Кока; пьесы Э. Ожье, В. Сарду, А. Дюма-сына), и социально-критическая, опиравшаяся на традиции Бальзака («региональная проза» Э. Эркмана, А. Шатриана; художественная деятельность Шанфлери (Жюль Юссон) и Л.-Э. Дюранти). Новая концепция личности в литературе постбальзаковского реализма. Дегероизация, деромантизация и прозаизация жизни – ключевые понятия, характеризующие реалистическую литературу второй половины девятнадцатого столетия.

Творчество Гюстава Флобера (1821-1880) как новый этап французской реалистической прозы 50-60-х годов XIX века. Философско-эстетические взгляды писателя: его теоретическая близость к эстетике парнасцев («башня из слоновой кости») и стремление к совершенной форме; объективный выход к современному содержанию; имперсональное искусство; деромантизация и дегероизация, прозаизация жизни..

Роман «Госпожа Бовари»: история создания, проблематика, система образов, новаторство. Новый характер конфликта – на основе психологической индивидуальности; новые приемы психологической харакетристики. Характер Эммы Бовари в контексте проблем иллюзии и действительности, личности и общества. Процесс формирования характера героини, его обусловленность воспитанием, средой, обстоятельствами. Эмма как «книжный герой», двойственное отношение автора к героине. Эмма Бовари как тип и символ. Эмма и Шарль Бовари, Родольф, Леон. Мастерство психологического анализа, внимание автора к детали. Вл. Набоков о романе Флобера.

Значение романа «Госпожа Бовари» и флоберовской эстетики творчества для французской прозы 1860-1890-х гг. Неприятие романтизма поколения Ж. Санд и В. Гюго как принцип постфлоберовской манеры письма. Французская живопись (Курбе, Мане, импрессионисты, постимпрессионисты, Сезанн) как фактор литературного мышления.

Роман «Саламбо»: мотивы обращения к экзотическому материалу, «натурализация» романтической грезы. Роман «Воспитание чувств». Современная социальная история и «история одного молодого человека» в замкнутом кругу неудачи.

Значение новаторских достижений реализма Флобера для дальнейшего развития французского и мирового литературного процесса XIX-XX вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: