Способы формирования выборки (отбора) влияют на результат выборочного исследования, в частности, на точность статистических оценок параметров генеральной совокупности.
Основное требование к отбору заключается в том, что он должен быть по возможности простым.
Различают три способа формирования выборки:
- простой собственно-случайный;
- отбор с предварительным разделением генеральной совокупности на части;
- сочетание первого и второго способа.
При простом собственно-случайном отборе на включение или исключение какой-либо статистической единицы в выборку влияет только случай. Это обеспечивает равную вероятность каждой единице попасть в выборку.
Технически собственно-случайный отбор проводят методом жеребьевки или по таблице случайных чисел. При этом можно ожидать, что среди отобранных единиц имеются представители разных состояний, которыми характеризуется признак в общей совокупности. В таком случае среднее значение изучаемого признака окажется представленным достаточно точно.
Собственно-случайный отбор в «чистом виде» применяется редко, но он является исходным для всех других видов отбора.
Случайный отбор может быть повторным или бесповторным.
- При повторном отборе статистические единицы, отобранные ранее, возвращаются в генеральную совокупность и могут вновь попасть в выборку.
При этом численность генеральной совокупности при проведении отбора остается постоянной, тем самым обеспечивается каждой статистической единице равная возможность попасть в выборку
- При бесповторном отборе единицы не возвращаются обратно в генеральную совокупность, ее численность с каждой единицей сокращается, абсолютно равная возможность каждой статистической единице попасть в выборку полностью не обеспечивается. Но при этом при одном и том же объеме выборки наблюдение охватывает больше единиц генеральной совокупности, что обеспечивает более точные результаты по сравнению с повторным отбором (меньшую ошибку выборки).
Бесповторный отбор находит более широкое применение на практике. Повторный отбор используется в тех случаях, когда нельзя применить бесповторную выборку; например, при обследовании потребительского спроса, изучении общественного мнения по какому-либо вопросу и т. п.