Правовое понятие судна

Одним из основных критериев для отнесения плавучего сооружения к категории "судно" является использование его в целях торгового мореплавания. Это понятие является весьма широким, как и само понятие "торговое мореплавание". Перечисление в ст.2 КТМ основных видов деятельности, связанной с использованием судов, дает достаточно четкие ориентиры для уяснения характера сооружения, которое может в соответствии с КТМ считаться судном. В отношении судов, используемых для перевозки грузов и пассажиров, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых и спасательных операций, научных исследований и т.п., применение к ним понятия "судно" вообще сомнений не вызывает. Они иногда появляются при применении норм КТМ, например, к несамоходным сооружениям, используемым для разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр и находящимся в стационарном положении.

Другим критерием является способность данного сооружения плавать независимо от того, является ли оно самоходным или нет. Например, согласно ст.1 Международной конвенции о спасании под "судном" понимается любое судно или плавучее средство либо любое сооружение, способное осуществлять плавание. В то же время правила главы XX не применяются к стационарным или плавучим платформам или морским подвижным буровым установкам, если такие платформы либо установки осуществляют в местах их расположения разведку или добычу минеральных ресурсов морского дна. Не применяются к этим сооружениям и правила главы XXI.

Вместимость судна

Так называемый тоннаж судов используется для различных целей, в том числе в качестве дополнительного критерия для вступления в силу международных конвенций. Исходя из тоннажа устанавливаются различные портовые сборы, канальные сборы, ведется судовая статистика.

Во многих странах обмер судов основан на системе Британского совета по торговле 1854 г., в которой за единицу принято 100 куб. футов (1 тонна). Идея установления вместимости (объема), а не веса была направлена на то, чтобы определить общее количество груза, которое судно может перевезти.

В КТМ с вместимостью судна связано решение различных вопросов. Так, тоннаж судна служит критерием возложения технического надзора на тот или иной государственный орган (ст.23), наличия на борту судна определенных документов (ст.27), неприменения норм КТМ к определенным судам (ст.326), определения суммы ограничения ответственности (ст.320, 331, 359).

Согласно ст.6 международной Конвенции по обмеру судов 1969 г. определение валовой (общий объем судна) и чистой вместимости (полезный объем) осуществляется правительством соответствующего государства, которое может поручить провести такое определение отдельным лицам или организациям. В любом случае правительство несет полную ответственность за определение валовой и чистой вместимости. В соответствии с п.4 Устава государственного учреждения "Российский Морской Регистр Судоходства" 1997 г. Регистр осуществляет обмер морских судов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы. Свидетельство, выданное от имени государства - стороны Конвенции, признается другими государствами-сторонами и рассматривается для всех целей Конвенции как имеющее такую же силу, что и свидетельство, выданное ими самими. Судно, не имеющее такого свидетельства, не может претендовать на преимущества, предоставляемые Конвенцией.

Правила определения вместимости судов приведены в Приложении 1 к Конвенции по обмеру судов. Согласно Правилу 1 вместимость судна разделяется на валовую вместимость и чистую вместимость. В Правиле 2 даются определения (верхняя палуба, теоретическая высота надводного борта, ширина, закрытые помещения, исключаемые помещения, грузовые помещения и др.). В Правиле 3 приводится формула, по которой определяется валовая вместимость, а в Правиле 4 - формула чистой вместимости. Правила 5 и 6 посвящены измерению чистой вместимости и вычислению объемов. Таким образом, подсчет валовой и чистой вместимости производится независимо друг от друга. Валовой тоннаж (валовая вместимость) является реалистическим отражением размеров судна, а чистый тоннаж (чистая вместимость) - отражением его вместимости и не может быть меньше 30% валовой вместимости.

Следует обратить внимание на то, что вместимость судов, определяемая в соответствии с Конвенцией 1969 г., не имеет единицы измерения и выражается в свидетельстве как "валовая вместимость", "чистая вместимость" в отличие от систем, в которых единицей валовой и чистой вместимости является "регистровая тонна" (100 куб. футов или 2,83 м3). Поскольку в конвенциях, кодексах и других документах используется термин "тонна", он получил отражение и в КТМ, с отсылкой к Приложению 1 к Конвенции 1969 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: