Лоцманская проводка судов

В статье 85 КТМ перечисляются виды лоцманской проводки, которые регламентируются правилами главы VI КТМ. Наряду с традиционной проводкой на подходах к морским портам, при перемещении судна в пределах портовой акватории (различного рода перешвартовки, постановка судна на рейд, с рейда к причалу и т.д.), между морскими портами, в КТМ впервые упоминается и такая сравнительно новая проводка, как лоцманская проводка в открытом море.

Лоцманская проводка в открытом море организуется на основе рекомендаций, принимаемых ИМО. На 12-й сессии Ассамблеи ИМО были приняты Резолюция А.480 (XII) от 19 ноября 1981 г. "Рекомендация по использованию на Балтике лоцманов, имеющих необходимую квалификацию для работы в глубоководных морях" и Резолюция А.486 (XII) "Рекомендация по использованию квалифицированных лоцманов в Северном море, Английском канале и в проливе Скагеррак". Приказом Минморфлота СССР от 4 января 1981 г. N 2 было утверждено "Положение о государственных морских лоцманах открытого Балтийского моря".

Правоотношения по лоцманской проводке регламентируются нормами национального законодательства. Упоминания о лоцманах, которые встречаются в некоторых международных конвенциях, лишь подчеркивают это общее правило (исключением являются лишь технические требования, предъявляемые к безопасной посадке и высадке лоцмана). Деятельность ИМО показывает, что подавляющее большинство государств-членов этой организации не проявляют заинтересованности в создании международного инструмента, направленного на регламентацию лоцманской проводки, в том числе на уточнение характера взаимоотношений между капитаном и лоцманом и ответственности лоцманских организаций. Таким образом, и в обозримом будущем лоцманская деятельность будет регулироваться национальным законодательством, в частности главой VI КТМ.

Основной целью лоцманской проводки исторически считалось обеспечение безопасности мореплавания, поскольку она была направлена на оказание помощи капитану при плавании в недостаточно знакомом районе, в сложных навигационных условиях и т.д. В КТМ 1968 г. в качестве цели лоцманской проводки упоминалась лишь безопасность мореплавания, которая и сегодня является ее первоочередной задачей, поскольку с помощью различных мероприятий, в том числе и лоцманской проводки, можно предотвратить происшествие с судами.

Увеличение размера морских судов, особенно танкеров, вызвало к жизни новую проблему - загрязнение окружающей морской среды, принимающее катастрофические размеры при крупных разливах. Разумеется, загрязнение морской среды может произойти и без "традиционной" аварии с судном (столкновение, посадка на мель и т.д.), а в результате ошибочных действий при управлении судовыми системами, и здесь наличие лоцмана на борту вряд ли может его предотвратить. Представляется, что, выделяя в качестве самостоятельной цели лоцманской проводки защиту морской среды, КТМ подчеркивает актуальность этой проблемы, имея в виду, что лишь предотвращение происшествия с судном наиболее полно гарантирует сохранение морской среды.

В КТМ полностью изменен подход к морскому лоцману, который был закреплен в КТМ 1929 г. и 1968 г. До принятия действующего КТМ лоцманская проводка могла осуществляться исключительно государственными морскими лоцманами. Согласно КТМ проводка осуществляется лоцманом, имеющим выданное капитаном морского порта лоцманское удостоверение о праве лоцманской проводки судов в определенном районе. Таким образом, понятие "государственный морской лоцман" исключено из российского законодательства.

Для занятия должности лоцмана необходимо быть гражданином Российской Федерации и удовлетворять требованиям Положения о морских лоцманах, утверждаемого Минтрансом по согласованию с Минобороны и Госкомрыболовством России. В настоящее время действует Положение о государственных морских лоцманах, утвержденное приказом Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74. (с изменениями на 1 августа 2001 года)

На 12-й сессии Ассамблеи ИМО были приняты рекомендации по подготовке и квалификации морских лоцманов (Резолюция А.485 (XII). Национальные требования соответствуют этим рекомендациям). Конференция по пересмотру Конвенции ПДНВ 1995 г. приняла Резолюцию 10, в которой предложила ИМО рассмотреть вопрос о разработке положений по подготовке и дипломированию морских лоцманов с целью включения в Конвенцию или в любой другой документ.

Кандидат в морские лоцманы должен иметь высшее или среднее судоводительское образование, опыт плавания на морских судах в качестве капитана, старшего помощника или вахтенного помощника не менее пяти лет и представить заключение медицинской комиссии о том, что состояние его здоровья (особенно зрение и слух) соответствует предъявляемым требованиям.

Каждый кандидат должен в течение определенного срока (от 6 месяцев до 1 года) пройти подготовку в районе обязательной лоцманской проводки и сдать квалификационные экзамены комиссии (включающей не менее трех опытных лоцманов) под председательством капитана порта или начальника гидробазы. Лоцман должен знать: границы района проводки; нормы международного права и законодательства России по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды; применяемые в районе системы навигационных ограждений; значения курсов и расстояний в районе лоцманской проводки; системы разделения движения; глубины; направление и скорость течений; высоту и продолжительность приливов; якорные стоянки; средства связи, сигнализации, порядок получения и использования навигационной информации; особенности проводки судов, перевозящих опасные грузы; использование буксиров; и др.

Лоцманы, осуществляющие проводку в зонах действия систем управления движения судов, должны пройти стажировку в течение не менее семи дней в центре СУДС в качестве дублера лоцмана-оператора. Лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно с помощью вертолета, обязаны пройти специальную подготовку. Каждый лоцман должен один раз в пять лет проходить аттестацию в аттестационной комиссии под председательством капитана порта (начальника гидробазы). Досрочная аттестация может проводиться в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасность мореплавания, или произошла авария с судном, проводимым лоцманом.

Для присвоения квалификации морского лоцмана открытого моря необходимо иметь диплом капитана и стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана или морского лоцмана не менее шести лет, сдать экзамен квалификационной комиссии при капитане порта по соответствующей программе, а также обладать здоровьем, необходимым для занятия этой должности.

Кандидатам, прошедшим соответствующую подготовку и успешно сдавшим квалификационные экзамены, капитаном порта выдается лоцманское удостоверение или удостоверение лоцмана открытого моря. Лоцманское удостоверение выдается также начальником гидробазы.

Морской лоцман, как правило, должен быть работником лоцманской службы государственной организации. Претворение в жизнь указанного требования КТМ сопряжено со значительными трудностями, поскольку ГК проводит деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации создаются в форме государственных унитарных предприятий или в форме хозяйственных товариществ и обществ и производственных кооперативов (ст.50 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в форме финансируемых собственником учреждений, фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 8 декабря 1995 г. (с изменениями на 23 декабря 2003 г.) предусмотрена такая форма, как автономная некоммерческая организация.

Если исходить из буквального КТМ, то государственная организация должна иметь лоцманскую службу, а негосударственная организация - создаваться для лоцманской проводки судов. Таким образом, лоцманские службы должны иметься в государственных морских торговых и рыбных портах, в морских администрациях портов, а также в гидрографическом предприятии.

Среди негосударственных коммерческих организаций лицензии на право осуществления лоцманской деятельности имеют такие акционерные общества, как Находкинский морской торговый порт, Дудинский морской порт, Холмский морской торговый порт и др., но лишь некоторые из них фактически осуществляют лоцманскую деятельность. В то же время значительное число негосударственных организаций по лоцманской проводке в форме автономных некоммерческих организаций создано в Мурманске, Архангельске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Новороссийске, Находке и т.д.

Как следует из КТМ, деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке может осуществляться лишь в ограниченном числе портов, включенных в перечень, устанавливаемый Правительством РФ, причем создание таких организаций производится с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства. В настоящее время особенности еще не определены и перечень не установлен. Очевидно, в число особенностей должны включаться положения об ограничении состава участников таких организаций российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации; о создании организаций в формах, которые допускают вхождение в состав учредителей и участников морских администраций портов для осуществления эффективного контроля за деятельностью организации.

Представляется, что в морском торговом порту и морском рыбном порту, имеющих смежные акватории, должна создаваться только одна негосударственная организация по лоцманской проводке. Лицензирование такой организации должно осуществляться Минтрансом России.

Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

В п.1 статьи 88 КТМ уточняются общие надзорные функции Минтранса России. Непосредственный контроль за деятельностью лоцманских служб возлагается на капитанов морских торговых и рыбных портов, в подчинении которых находятся лоцманские службы морских администраций портов. На них же возложен контроль за негосударственными организациями по лоцманской проводке судов, действующих в соответствующем районе, в части поддержания квалификации морских лоцманов на надлежащем уровне, технической оснащенности, своевременного и качественного оказания услуг по лоцманской проводке и т.п.

Государственный надзор за негосударственными организациями осуществляется как при решении вопроса об их создании, так и в процессе самой деятельности. Обязательная лоцманская проводка, как правило, должна осуществляться лоцманами, которые являются работниками лоцманских служб государственных организаций.

Если в порядке осуществления государственного надзора будет установлено, что негосударственная организация по своей оснащенности, численности и квалификации ее работников не в состоянии обеспечить цели лоцманской проводки, Минтранс вправе принять решение о прекращении ее деятельности.

Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки статьей 89 КТМ отнесено к компетенции одного федерального органа исполнительной власти - Минтранса России. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с другими федеральными законами вопросы лоцманской проводки могут решаться и Правительством РФ. Так, согласно ст.14 Закона о внутренних морских водах, плавание по трассам Северного морского пути, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова осуществляется в соответствии с правилами плавания, утверждаемыми Правительством РФ и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям". Согласно действующим Правилам плавания по трассам Северного морского пути в указанных проливах ввиду сложной навигационной и ледовой обстановки и в целях обеспечения безопасности мореплавания установлена обязательная ледокольно-лоцманская проводка судов. В остальных районах штаб морских операций в зависимости от обстоятельств устанавливает тот или иной вид проводки судов, включая лоцманскую проводку (п.7.4 Правил).

Основными критериями для установления района обязательной лоцманской проводки являются:

а) наличие сложных местных навигационно-гидрографических условий и особенностей плавания, а также интенсивного судоходства в определенном районе, которые могут создавать опасность для судов;

б) наличие опасных характеристик или состояния судна (ядерная энергетическая установка, аварийное состояние судна и т.п.) или перевозка на судне грузов, опасных по своей природе (нефть, радиоактивные вещества, опасные или вредные вещества и т.д.).

В районах обязательной лоцманской проводки плавание без морского лоцмана не допускается. Капитан судна, нарушивший это правило, несет административную ответственность.

В категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки обычно включаются военные корабли, военно-вспомогательные суда, пограничные корабли, таможенные суда, ледоколы и суда портового и вспомогательного флота, постоянно осуществляющие работу в соответствующем районе, а также иные небольшие суда. Решения об освобождении от обязательной лоцманской проводки принимаются капитанами морских портов и объявляются в обязательных постановлениях. Судоводители таких судов должны пройти проверку знаний правил плавания в соответствующем районе и иметь достаточный опыт работы в командных должностях.

Освобождение от лоцманской проводки судов может предоставляться также капитанам конкретных морских судов и судов внутреннего плавания с учетом следующих факторов: стратегической важности порта; установленного режима плавания судов; основных размерений судна, его конструкции, инерционных характеристик, навигационного оборудования и т.п.; назначения судна и характера перевозимых грузов; гидрометеоусловий порта, особенностей фарватера; наличия в порту эффективной СУДС; нагрузки на капитана при работе на близко расположенных друг к другу портах, количества рейсов, сделанных в определенный период времени с лоцманом на борту при различных условиях плавания.

Решение о выдаче сертификата освобождения от обязательной лоцманской проводки (СОЛП) принимается морской администрацией порта (администрацией государственного порта) на основании заключения квалификационной комиссии, состоящей из капитана порта, трех опытных лоцманов и опытного судоводителя.

В отличие от лоцманской проводки, предусмотренной в ст.90 КТМ, при необязательной (факультативной) лоцманской проводке решение о том, прибегнуть ли к услугам лоцмана принимается капитаном судна самостоятельно. При этом не имеет значения, к услугам какой организации (государственной или негосударственной) капитан обратился, поскольку квалификация лоцмана не меняется в зависимости от того, где он работает, а ответственность лоцманских организаций за ненадлежащую лоцманскую проводку является одинаковой

Несмотря на то, что в определенном районе лоцманская проводка в принципе не является обязательной, КТМ предоставляет капитану морского порта право устанавливать обязательную проводку для определенных категорий судов. Так, лоцманская проводка может быть установлена для судов, которые представляют угрозу для безопасности мореплавания при перевозке особых грузов или при наличии особых погодных условий. Например, суда с ядерной энергетической установкой должны принимать лоцмана и в тех районах, в которых обычные суда могут следовать без лоцмана.

Капитан порта может потребовать от судна, имеющего серьезные повреждения, а также нарушение состояния погруженного груза (например, при значительном смещении палубного груза), следовать под проводкой лоцмана. Такое решение принимается по отношению к определенному судну исходя из конкретных обстоятельств каждого случая и носит исключительный характер. Поэтому капитан судна обязан заранее уведомляться о принятом решении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: