Пенсии по старости на общих основаниях назначаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам по достижении возраста 55 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, определяется ст. 3 Закона № 173-ФЗ, а также ст. 7 Закона № 167-ФЗ. В соответствии с этими Законами право на трудовую пенсию имеют все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые соответствующим образом застрахованы (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).
До 1 января 2002г., когда трудовой стаж являлся главнейшим параметром для назначения пенсии по старости, минимальным пороговым требованием считалось 25 и 20 лет общего трудового стажа (соответственно для мужчин и женщин). Однако имелась возможность установления пенсии по старости и при неполном общем трудовом стаже, если он составлял не менее 5 лет.
Общеустановленный пенсионный возраст для назначения пенсии по старости не изменился, но идут дискуссии о повышении пенсионного возраста. Эту необходимость обосновывают изменением соотношения числа лиц, занятых в народном хозяйстве, и лиц, получающих пенсии. Это соотношение отражает тяжелую нагрузку на работающее население, которое участвует в финансировании солидарной части пенсии, и составляет сегодня примерно 1,9 к 1. Безработица и теневая занятость существенно осложняют положение дел.
|
|
Законодатель учел низкую среднюю продолжительность жизни в РФ. По данным статистики, мужчины в России живут сегодня в среднем 58 лет, женщины — в среднем на 12 лет дольше, т. е. 70 лет. К тому же, в течение некоторого периода сравнительно меньшее количество людей будет достигать пенсионного возраста. Речь идет о поколении рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сокращалась.
В Законе № 173-ФЗ сохранена также традиция, свойственная нашей стране, — это более низкий (на 5 лет) возраст выхода на пенсию женщин по сравнению с мужчинами. В России женщины социально менее защищены, чем в развитых странах. Имея в среднем более низкую заработную плату, чем у мужчин, и соответственно более низкую пенсию, женщины нуждаются в материальной поддержке общества.
По ныне существующему (новому) законодательству длительность трудового стажа, как одно из условий назначения пенсии по старости, теряет свое значение.
Для граждан, которым пенсия назначается после 1 января 2002г., важнейшее значение приобретает сумма внесенных страховых взносов. Чем больше сумма отраженных на лицевом счете уплаченных страховых взносов, тем пенсия выше.
|
|
Выбор этой модели расчета пенсии обосновывался разработчиками как фактор вывода заработной платы из тени. Однако эта забота о повышении доходности пенсионной системы в современных экономических условиях имеет и другую, негативную, сторону. Так, при наличии стажа в 35 лет, но при невысоком заработке пенсия может быть ниже, чем у гражданина, имеющего 7 или 10 лет стажа, но очень высокий заработок. В этой связи у многих возникает вопрос о правомочности называть рассчитываемые таким образом пенсии «трудовыми». Можно говорить о том, что существующая неправомочная и безнравственная дифференциация в оплате труда проецируется на обязательную пенсионную систему, закрепляя ее негативные социальные последствия на долгие годы!
Обратим внимание еще на одну особенность для будущего получателя пенсии по старости.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, уплата страховых взносов возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением страховых взносов. Если по каким-либо причинам он не выполнил эту норму Закона, то он должен нести за это ответственность.
Однако же нет!
Другая норма этого же Закона (ч. 2 п. 1 ст. 15) говорит, что застрахованный сам должен осуществлять контроль за перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Справедливости ради надо сказать, что п. 1 ст. 25 этого же Закона возлагает контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на налоговые органы.
В настоящее время государство и его властные структуры не могут (или не хотят) найти эффективных рычагов воздействия на руководителей предприятий, которые не платят своевременно заработную плату либо не оформляют должным образом трудовых отношений с работниками. При этом согласно п. 2 ст. 7 Закона № 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Невыполнение работодателем этой нормы лишает гражданина права на пенсионное обеспечение либо ущемляет его права.