Психология взаимодействия

«Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».

Общение – это специфическая форма взаимодействия между людьми, в которой реализуются различные социальные отношения. У общения есть несколько взаимосвязанных сторон. Например, в процессе обмена информацией осуществляется коммуникативная сторона общения, в организации взаимодействия между участниками – его интерактивная составляющая. Воспринимая и устанавливая взаимопонимание между коммуникантами, мы реализуем перцептивную часть общения, а изучая намерения общающихся, – интенциональную его сторону.

У общения есть определенные функции, позволяющие человеку в процессе межличностного взаимодействия формировать ту или иную сторону своего Я: прагматическая (деловая), формирующая, функция подтверждения и внутриличностная.

Общение бывает диалогическое (с установкой «на партнера») и монологическое (с установкой «на себя»). В терапевтической системе известного американского психолога Карла Роджерса диалогическое общение должно сопровождаться эмпатией, конгруэнтностью, бескорыстностной доброжелательностью и теплотой, безусловным принятием всех внутренних переживаний человека, с которым общаешься и которому хочешь помочь. Монологическое общение часто является директивно-манипулятивным. Для него характерны указы, запреты, наставления, не скрываемые от партнера.

Основные цели общения – это удовлетворение биологических потребностей (поддержание и развитие организма) и удовлетворение социальных потребностей (обеспечение личностного роста, расширение и укрепление контактов в окружающем человека социуме). Закономерности общения и поведения людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп изучает социальная психология.

Впроцессе взаимодействия, обмениваясь информацией, человек использует тот или иной вид коммуникации. Односторонние коммуникации осуществляются в одном направлении, двусторонние предполагают наличие связи «отправитель – получатель», когда происходит обмен коммуникативными ролями. Если коммуникации осуществляются в форме приказов, инструкций, правил и предписаний, то они называются формальными. Неформальными будут являться такие коммуникации, которые строятся на основе неформальных социальных отношений.

Тот или иной вид коммуникации осуществляется в зависимости от специфики взаимодействия между участниками сторон и от условий, в которых она осуществляется. При двусторонней коммуникации существует обратная связь (прямая или косвенная) как реакция на то, что услышано, прочитано или увидено.

При любой форме взаимодействия могут существовать коммуникативные барьеры, служащие препятствием в общении и искажающие информацию. Внутриличностные барьеры обусловлены установками и социальными стереотипами. Человек, как правило, слышит того, кому доверяет, кто ему симпатичен, кто нравится. Межличностные барьеры могут возникать в случае несоответствия опыта, авторитета, возраста между участниками взаимодействия. Социально-культурные различия, религиозные установки, традиции являются причиной возникновения средовых барьеров. Кроме того, негативно сказываются на процессе общения ситуационные барьеры в виде плохой обратной связи или по причине различных психоэмоциональных состояний общающихся.

Как показали психологические исследования – каждый человек слушает лишь с 25% эффективностью. Важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера, как считают психологи, является умение слушать. Есть несколько правил, которые помогут вам развить качества хорошего слушателя:

– помогите говорящему снять волнение, напряжение;

– покажите, что вы готовы слушать;

– устраните раздражающие моменты;

– сопереживайте говорящему;

– будьте терпеливы;

– сдерживайте свои эмоции и характер;

– не допускайте споров или критики.

Используя различные приемы искусства общения, можно достичь гармоничных отношений с окружающими, можно избежать конфликтных ситуаций и научиться разрешать их, если они возникли, можно эффективно управлять людьми, не прибегая к прямым приказам. Одним из самых известных специалистов по решению межличностных проблем и наиболее популярный среди современных читателей является Эрик Берн [37] – автор трансактного анализа общения.

Трансактный анализ – это психотерапевтическая система, в основе которой теория эго-состояний. Эрик Берн разработал модель для объяснения различного поведения одного и того же человека в различных жизненных ситуациях. Модели включают три основные структуры (три эго-состояния), которые он назвал родитель, взрослый и ребенок (эго-состояния). Это внутреннее устройство психики каждого человека, независимо от его возраста и социального положения. В зависимости от того или иного эго-состояния человек вырабатывает определенные способы реагирования и поведения.

«Родитель» – это набор состояний Я, повторяющих состояние Я его родителей или заменяющих их взрослых. Родитель может быть критикующим, тогда он использует формы поведения, характерные для этого эго-состояния. Он может запретить, приказать, заставить действовать так, как принято в его семье. Для эго-состояния «Родитель заботливый» характерно стремление помочь, оказать заботу и внимание, ободрить и поддержать.

«Ребенок» – это набор состояний Я, когда человек действует, думает, чувствует так, как это было в его детстве. «Приспосабливающийся Ребенок» ведет себя как покорный, боязливый, жалующийся, неуверенный, виноватый. «Бунтарский Ребенок» может быть своенравным, грубым, агрессивным и капризным. Если «Ребенок свободный», то для него характерна естественность, спонтанность, любознательность, игривость, порой хитрость и бесстыдство.

Эго-состояние «Взрослый» актуализирует личный опыт и познания, то, что человек пережил. Это активное состояние, когда трезво и по-деловому оцениваются факты, учитывается реальное положение вещей, используется накопленный ранее опыт. В этом состоянии человек способен решать проблемы, конструктивно действовать, строить деловые отношения, преодолевать трудности.

Общения между двумя определенными эго-состояниями осуществляется при помощи трансакций. Если трансакции параллельные, то коммуникация конструктивна и прогнозируема, поскольку у собеседников эго-состояния предсказуемы. При перекрестных трансакциях общение временно прерывается или прекращается вовсе, поскольку эго-состояния общающихся приводят к неадекватным реакциям. В некоторых случаях общение осуществляется при помощи скрытых трансакций, когда партнеры манипулируют эго-состояниями друг друга и вызывают преднамеренную реакцию.

В трансактном анализе можно выделить четыре основные позиции или жизненные установки, которых придерживается личность относительно себя и других.

  1. У меня все в порядке – у вас не все в порядке.

Это высокомерная позиция, когда люди, придерживающие ее ищут недостатки и ошибки у других, не обращая внимания на свои. С самого начала они знают, где следует искать виновных.

  1. У меня плохо – у тебя тоже.

Люди, стоящие на такой позиции, нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта. Это позиция отчаяния.

  1. У меня не все в порядке – у тебя все хорошо.

Это депрессивная позиция, для которой характерна низкая самооценка, неуверенность в своих силах, сверхосторожность.

  1. У меня все в порядке – у тебя тоже.

Это именно та позиция, к которой необходимо стремиться. Ее легко придерживаться, если человек общается с людьми, в которых он не видит ничего, что бы омрачало его настроение. Сила позитивного мышления помогает придерживаться этой установки, даже если есть «помехи» в общении.

Психология конфликта

Конфликт – это осознанное противоречие, которое требует разрешения. Процесс нарушения общения происходит на уровнях: «Я – Я», «Я – другой», «Я – группа», «Группа – группа». В соответствии с этим конфликты бывают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые. На каждом из уровней могут возникать препятствия, приводящие к нарушению общения и возникновению конфликтной ситуации. Специалисты–конфликтологи выделяют несколько видов таких ограничений или барьеров общения:

– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;

– отсутствие эмпатии между общающимися;

– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;

– несовместимость характеров коммуникантов;

– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;

– барьер отвращения (брезгливость).

– нарушение межличностной дистанции:

– интимная – до 20 см;

– личностная – от 45 см до 1,5 м;

– социальная – 1,2 м - 3,5 м;

– публичная – от 3,5 м;

– манипулирование в процессе общения одной из сторон;

– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).

Изучение причин возникновения барьеров общения может значительно облегчить положение участников и тем самым избежать возможных противоречий. Знание простых правил общения помогает человеку выработать правильную тактику поведения в любой жизненной ситуации. Специалистам известно, что 55% информации передается при помощи неречевого общения, 38% – при помощи голоса, высоты тона, тембра и лишь 7% информации приходится на сами слова и содержание сказанного.

Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные правила общения для предупреждения конфликтов.

  1. Уделяйте внимание неречевым (невербальным) проявлениям собеседника. Если слова и чувства говорящего не совпадают, выносите это на открытое обсуждение.
  2. Избегайте ложных предположений или установок. Ошибки обсуждайте открыто.
  3. Избегайте неясностей. Если что-то непонятно вам или собеседнику – выясните или дайте объяснение.
  4. Научитесь правильно слушать. Проявляйте заинтересованность и уважение к говорящему. Не прерывайте и не осуждайте собеседника.

Специалистами-психологами, занимающимися проблемой разрешения конфликтов, выделены несколько основных стилей (тактик) поведения, которыми используют люди в проблемной ситуации. Выбирая ту или иную тактику, человек избегает внутриличностных противоречий и достигает своей цели.

Стиль противоборства используют в случае, когда собеседник не очень заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. В этом случае удовлетворяются собственные интересы в ущерб интересам других. Этот стиль эффективен, когда человек обладает достаточной властью, когда его решение правильно и он может настаивать на нем.

Избегание используется в нескольких случаях: когда проблема не столь важна для человека, когда он не прав, когда у человека недостаточно власти или когда он в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль поведения при общении со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении проблемы или когда он сознательно уклоняется от решения.

Уступка как тактика используется в том случае, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жалеет другого. Использовать его можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии.

Компромисс – это обмен уступками, в этом случае частично удовлетворяются желания обеих сторон. Эффективность этого стиля поведения очевидна, если люди желают одного и того же, но одновременное выполнение этого невозможно.

Сотрудничество требует обязательного обсуждения проблем и желаний обеих сторон, следовательно, необходимо наличие большего времени и значительных волевых усилий. Это возможно, когда ясен источник неудовлетворенности и выяснены все скрытые нужды партнеров. Реализовать этот самый эффективный стиль взаимодействия можно лишь при открытом обсуждении всех нужд и желаний партнеров.

Особое внимание в конфликтологии уделяется взаимоотношениям с особой группой людей, которых называют трудными. Каждый человек имеет собственную классификацию трудных людей, основанную на личных качествах и жизненном опыте. Но помимо специфических случаев классификации, существуют определенные типы, выделенные в группы специалистами-конфликтологами. Обозначение и описание таких типов облегчает работу с ними, поскольку человек становится предупрежденным и уже знает, как общаться с человеком такого типа.

В классической книге М. Бремена «Общение с трудными людьми» выделено около дюжины разных типов. Перечислим основные характеристики некоторых из них.

1. «Агрессивисты»

– тип «паровой каток» – это грубые, бесцеремонные люди, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу, они убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Для таких людей подрыв их «имиджа» – ужасная перспектива. Тактика поведения: уйдите с дороги или уступите (успокойте его); дайте ему «спустить пар», затем спокойно и уверенно выскажите свою точку зрения; не ставьте под сомнение его правоту, поскольку столкнетесь с враждебной реакцией; подавите ярость собственным спокойствием.

– тип «скрытый агрессор» – это люди, старающиеся причинять человеку неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Они выполняют роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Причина такого поведения – отсутствие достаточной власти и невозможность действовать открыто. Тактика поведения: сохраняйте спокойствие, чтобы им не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к ним; приведите несколько разоблачительных примеров, чтобы они понял, что маска с них сорвана. В этом случае они либо прекратят нападки на вас, либо открыто признают их.

– тип «разгневанный ребенок» по своей природе не является злым. Эти люди взрываются как дети, у которых плохое настроение; своим эмоциональным взрывом они пытаются взять ситуацию под контроль. Тактика поведения: дайте человеку накричаться; убедите своим поведением, что слушаете его; дипломатично и доброжелательно предложите обсудить возникшую проблему. После такой ответной реакции эти люди обычно смущаются. Вам необходимо принять их извинения, если они последуют, и они будут чувствовать себя лучше.

2. «Жалобщики» встречаются двух типов: реалистические и параноидальные, жалующиеся на воображаемые обстоятельства. Эти люди часто охвачены какой-то идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир – во всех грехах. В одном случае – вы предмет их жалоб, в другом – вы благодарный слушатель. Тактика поведения: поддакивайте им; выслушивайте, не важно, прав он ли нет. «Жалобщики» страстно желают быть услышанными! Это одна из причин, почему они постоянно недовольны Необходимо переключить их внимание на решение проблемы и занять нейтральную позицию.

3. «Молчуны/тихони» – скрытные, замкнутые люди. Это происходит часто по причине того, что они не хотят оскорбить чувства других, считая, что их мнение не принимается во внимание, а иногда они просто пугливы. С ними легко потерять терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Тактика поведения: покажите им, что вы благодарны за то, что они разговаривают с вами, независимо от того, согласны вы с ними или нет; дайте им время выговориться; не настаивайте на продолжении беседы, если почувствуете, что они сопротивляются.

4. «Сверхпокладистые» люди кажутся приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении, так как всегда уступают, чтобы понравиться другим. На этих людей трудно положиться, поскольку оказывается, что их слова расходятся с делом. Тактика поведения: покажите, что вы хотите правдивости с их стороны; настаивайте на том, что хотите знать, что на самом деле думают эти люди.

5. Другие типы

«Всезнайки»: считают себя выше других, так как полагают, что знают все на свете; желают, чтобы об их «превосходстве» знали другие. Они ведут себя как «пузыри», переполненные осведомленностью.

«С-ума-сводящие» могут попросить вас о чем-либо, а потом создают обстановку, в которой выполнение их просьбы становится невозможным.

«Скрытные» держат все в себе, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.

«Невинные лгуны» заметают следы ложью или обманом, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет.

Контакт с «трудным» человеком может вызвать гнев, огорчение, растерянность, подавленность и другие чувства, выбивающие вас из колеи. Один из первых шагов, который нужно сделать – взять под контроль свои эмоции или дать эмоциям другого человека выйти наружу, если вы решили продолжать с этим человеком общение. Не принимайте на свой счет слова и поведение «трудных» людей – они ведут себя аналогичным образом со всеми. Напоминайте себе это всякий раз, когда общаетесь с ними, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если трудный человек напоминает вам кого-то, с кем у вас в прошлом было затруднено общение, отделите ваше восприятие этого человека от тех чувств, которые вы испытывали к тому человеку, которого он вам напоминает. Используйте творческую визуализацию (например, представьте его крошечным и поместите в воображаемый стакан) или иной способ успокоения для овладения эмоциями, которые вы испытываете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: