«Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».
Общение – это специфическая форма взаимодействия между людьми, в которой реализуются различные социальные отношения. У общения есть несколько взаимосвязанных сторон. Например, в процессе обмена информацией осуществляется коммуникативная сторона общения, в организации взаимодействия между участниками – его интерактивная составляющая. Воспринимая и устанавливая взаимопонимание между коммуникантами, мы реализуем перцептивную часть общения, а изучая намерения общающихся, – интенциональную его сторону.
У общения есть определенные функции, позволяющие человеку в процессе межличностного взаимодействия формировать ту или иную сторону своего Я: прагматическая (деловая), формирующая, функция подтверждения и внутриличностная.
Общение бывает диалогическое (с установкой «на партнера») и монологическое (с установкой «на себя»). В терапевтической системе известного американского психолога Карла Роджерса диалогическое общение должно сопровождаться эмпатией, конгруэнтностью, бескорыстностной доброжелательностью и теплотой, безусловным принятием всех внутренних переживаний человека, с которым общаешься и которому хочешь помочь. Монологическое общение часто является директивно-манипулятивным. Для него характерны указы, запреты, наставления, не скрываемые от партнера.
|
|
Основные цели общения – это удовлетворение биологических потребностей (поддержание и развитие организма) и удовлетворение социальных потребностей (обеспечение личностного роста, расширение и укрепление контактов в окружающем человека социуме). Закономерности общения и поведения людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп изучает социальная психология.
Впроцессе взаимодействия, обмениваясь информацией, человек использует тот или иной вид коммуникации. Односторонние коммуникации осуществляются в одном направлении, двусторонние предполагают наличие связи «отправитель – получатель», когда происходит обмен коммуникативными ролями. Если коммуникации осуществляются в форме приказов, инструкций, правил и предписаний, то они называются формальными. Неформальными будут являться такие коммуникации, которые строятся на основе неформальных социальных отношений.
Тот или иной вид коммуникации осуществляется в зависимости от специфики взаимодействия между участниками сторон и от условий, в которых она осуществляется. При двусторонней коммуникации существует обратная связь (прямая или косвенная) как реакция на то, что услышано, прочитано или увидено.
|
|
При любой форме взаимодействия могут существовать коммуникативные барьеры, служащие препятствием в общении и искажающие информацию. Внутриличностные барьеры обусловлены установками и социальными стереотипами. Человек, как правило, слышит того, кому доверяет, кто ему симпатичен, кто нравится. Межличностные барьеры могут возникать в случае несоответствия опыта, авторитета, возраста между участниками взаимодействия. Социально-культурные различия, религиозные установки, традиции являются причиной возникновения средовых барьеров. Кроме того, негативно сказываются на процессе общения ситуационные барьеры в виде плохой обратной связи или по причине различных психоэмоциональных состояний общающихся.
Как показали психологические исследования – каждый человек слушает лишь с 25% эффективностью. Важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера, как считают психологи, является умение слушать. Есть несколько правил, которые помогут вам развить качества хорошего слушателя:
– помогите говорящему снять волнение, напряжение;
– покажите, что вы готовы слушать;
– устраните раздражающие моменты;
– сопереживайте говорящему;
– будьте терпеливы;
– сдерживайте свои эмоции и характер;
– не допускайте споров или критики.
Используя различные приемы искусства общения, можно достичь гармоничных отношений с окружающими, можно избежать конфликтных ситуаций и научиться разрешать их, если они возникли, можно эффективно управлять людьми, не прибегая к прямым приказам. Одним из самых известных специалистов по решению межличностных проблем и наиболее популярный среди современных читателей является Эрик Берн [37] – автор трансактного анализа общения.
Трансактный анализ – это психотерапевтическая система, в основе которой теория эго-состояний. Эрик Берн разработал модель для объяснения различного поведения одного и того же человека в различных жизненных ситуациях. Модели включают три основные структуры (три эго-состояния), которые он назвал родитель, взрослый и ребенок (эго-состояния). Это внутреннее устройство психики каждого человека, независимо от его возраста и социального положения. В зависимости от того или иного эго-состояния человек вырабатывает определенные способы реагирования и поведения.
«Родитель» – это набор состояний Я, повторяющих состояние Я его родителей или заменяющих их взрослых. Родитель может быть критикующим, тогда он использует формы поведения, характерные для этого эго-состояния. Он может запретить, приказать, заставить действовать так, как принято в его семье. Для эго-состояния «Родитель заботливый» характерно стремление помочь, оказать заботу и внимание, ободрить и поддержать.
«Ребенок» – это набор состояний Я, когда человек действует, думает, чувствует так, как это было в его детстве. «Приспосабливающийся Ребенок» ведет себя как покорный, боязливый, жалующийся, неуверенный, виноватый. «Бунтарский Ребенок» может быть своенравным, грубым, агрессивным и капризным. Если «Ребенок свободный», то для него характерна естественность, спонтанность, любознательность, игривость, порой хитрость и бесстыдство.
Эго-состояние «Взрослый» актуализирует личный опыт и познания, то, что человек пережил. Это активное состояние, когда трезво и по-деловому оцениваются факты, учитывается реальное положение вещей, используется накопленный ранее опыт. В этом состоянии человек способен решать проблемы, конструктивно действовать, строить деловые отношения, преодолевать трудности.
Общения между двумя определенными эго-состояниями осуществляется при помощи трансакций. Если трансакции параллельные, то коммуникация конструктивна и прогнозируема, поскольку у собеседников эго-состояния предсказуемы. При перекрестных трансакциях общение временно прерывается или прекращается вовсе, поскольку эго-состояния общающихся приводят к неадекватным реакциям. В некоторых случаях общение осуществляется при помощи скрытых трансакций, когда партнеры манипулируют эго-состояниями друг друга и вызывают преднамеренную реакцию.
|
|
В трансактном анализе можно выделить четыре основные позиции или жизненные установки, которых придерживается личность относительно себя и других.
- У меня все в порядке – у вас не все в порядке.
Это высокомерная позиция, когда люди, придерживающие ее ищут недостатки и ошибки у других, не обращая внимания на свои. С самого начала они знают, где следует искать виновных.
- У меня плохо – у тебя тоже.
Люди, стоящие на такой позиции, нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта. Это позиция отчаяния.
- У меня не все в порядке – у тебя все хорошо.
Это депрессивная позиция, для которой характерна низкая самооценка, неуверенность в своих силах, сверхосторожность.
- У меня все в порядке – у тебя тоже.
Это именно та позиция, к которой необходимо стремиться. Ее легко придерживаться, если человек общается с людьми, в которых он не видит ничего, что бы омрачало его настроение. Сила позитивного мышления помогает придерживаться этой установки, даже если есть «помехи» в общении.
Психология конфликта
Конфликт – это осознанное противоречие, которое требует разрешения. Процесс нарушения общения происходит на уровнях: «Я – Я», «Я – другой», «Я – группа», «Группа – группа». В соответствии с этим конфликты бывают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые. На каждом из уровней могут возникать препятствия, приводящие к нарушению общения и возникновению конфликтной ситуации. Специалисты–конфликтологи выделяют несколько видов таких ограничений или барьеров общения:
– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;
|
|
– отсутствие эмпатии между общающимися;
– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;
– несовместимость характеров коммуникантов;
– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;
– барьер отвращения (брезгливость).
– нарушение межличностной дистанции:
– интимная – до 20 см;
– личностная – от 45 см до 1,5 м;
– социальная – 1,2 м - 3,5 м;
– публичная – от 3,5 м;
– манипулирование в процессе общения одной из сторон;
– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).
Изучение причин возникновения барьеров общения может значительно облегчить положение участников и тем самым избежать возможных противоречий. Знание простых правил общения помогает человеку выработать правильную тактику поведения в любой жизненной ситуации. Специалистам известно, что 55% информации передается при помощи неречевого общения, 38% – при помощи голоса, высоты тона, тембра и лишь 7% информации приходится на сами слова и содержание сказанного.
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные правила общения для предупреждения конфликтов.
- Уделяйте внимание неречевым (невербальным) проявлениям собеседника. Если слова и чувства говорящего не совпадают, выносите это на открытое обсуждение.
- Избегайте ложных предположений или установок. Ошибки обсуждайте открыто.
- Избегайте неясностей. Если что-то непонятно вам или собеседнику – выясните или дайте объяснение.
- Научитесь правильно слушать. Проявляйте заинтересованность и уважение к говорящему. Не прерывайте и не осуждайте собеседника.
Специалистами-психологами, занимающимися проблемой разрешения конфликтов, выделены несколько основных стилей (тактик) поведения, которыми используют люди в проблемной ситуации. Выбирая ту или иную тактику, человек избегает внутриличностных противоречий и достигает своей цели.
Стиль противоборства используют в случае, когда собеседник не очень заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. В этом случае удовлетворяются собственные интересы в ущерб интересам других. Этот стиль эффективен, когда человек обладает достаточной властью, когда его решение правильно и он может настаивать на нем.
Избегание используется в нескольких случаях: когда проблема не столь важна для человека, когда он не прав, когда у человека недостаточно власти или когда он в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль поведения при общении со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении проблемы или когда он сознательно уклоняется от решения.
Уступка как тактика используется в том случае, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жалеет другого. Использовать его можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии.
Компромисс – это обмен уступками, в этом случае частично удовлетворяются желания обеих сторон. Эффективность этого стиля поведения очевидна, если люди желают одного и того же, но одновременное выполнение этого невозможно.
Сотрудничество требует обязательного обсуждения проблем и желаний обеих сторон, следовательно, необходимо наличие большего времени и значительных волевых усилий. Это возможно, когда ясен источник неудовлетворенности и выяснены все скрытые нужды партнеров. Реализовать этот самый эффективный стиль взаимодействия можно лишь при открытом обсуждении всех нужд и желаний партнеров.
Особое внимание в конфликтологии уделяется взаимоотношениям с особой группой людей, которых называют трудными. Каждый человек имеет собственную классификацию трудных людей, основанную на личных качествах и жизненном опыте. Но помимо специфических случаев классификации, существуют определенные типы, выделенные в группы специалистами-конфликтологами. Обозначение и описание таких типов облегчает работу с ними, поскольку человек становится предупрежденным и уже знает, как общаться с человеком такого типа.
В классической книге М. Бремена «Общение с трудными людьми» выделено около дюжины разных типов. Перечислим основные характеристики некоторых из них.
1. «Агрессивисты»
– тип «паровой каток» – это грубые, бесцеремонные люди, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу, они убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Для таких людей подрыв их «имиджа» – ужасная перспектива. Тактика поведения: уйдите с дороги или уступите (успокойте его); дайте ему «спустить пар», затем спокойно и уверенно выскажите свою точку зрения; не ставьте под сомнение его правоту, поскольку столкнетесь с враждебной реакцией; подавите ярость собственным спокойствием.
– тип «скрытый агрессор» – это люди, старающиеся причинять человеку неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Они выполняют роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Причина такого поведения – отсутствие достаточной власти и невозможность действовать открыто. Тактика поведения: сохраняйте спокойствие, чтобы им не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к ним; приведите несколько разоблачительных примеров, чтобы они понял, что маска с них сорвана. В этом случае они либо прекратят нападки на вас, либо открыто признают их.
– тип «разгневанный ребенок» по своей природе не является злым. Эти люди взрываются как дети, у которых плохое настроение; своим эмоциональным взрывом они пытаются взять ситуацию под контроль. Тактика поведения: дайте человеку накричаться; убедите своим поведением, что слушаете его; дипломатично и доброжелательно предложите обсудить возникшую проблему. После такой ответной реакции эти люди обычно смущаются. Вам необходимо принять их извинения, если они последуют, и они будут чувствовать себя лучше.
2. «Жалобщики» встречаются двух типов: реалистические и параноидальные, жалующиеся на воображаемые обстоятельства. Эти люди часто охвачены какой-то идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир – во всех грехах. В одном случае – вы предмет их жалоб, в другом – вы благодарный слушатель. Тактика поведения: поддакивайте им; выслушивайте, не важно, прав он ли нет. «Жалобщики» страстно желают быть услышанными! Это одна из причин, почему они постоянно недовольны Необходимо переключить их внимание на решение проблемы и занять нейтральную позицию.
3. «Молчуны/тихони» – скрытные, замкнутые люди. Это происходит часто по причине того, что они не хотят оскорбить чувства других, считая, что их мнение не принимается во внимание, а иногда они просто пугливы. С ними легко потерять терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Тактика поведения: покажите им, что вы благодарны за то, что они разговаривают с вами, независимо от того, согласны вы с ними или нет; дайте им время выговориться; не настаивайте на продолжении беседы, если почувствуете, что они сопротивляются.
4. «Сверхпокладистые» люди кажутся приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении, так как всегда уступают, чтобы понравиться другим. На этих людей трудно положиться, поскольку оказывается, что их слова расходятся с делом. Тактика поведения: покажите, что вы хотите правдивости с их стороны; настаивайте на том, что хотите знать, что на самом деле думают эти люди.
5. Другие типы
«Всезнайки»: считают себя выше других, так как полагают, что знают все на свете; желают, чтобы об их «превосходстве» знали другие. Они ведут себя как «пузыри», переполненные осведомленностью.
«С-ума-сводящие» могут попросить вас о чем-либо, а потом создают обстановку, в которой выполнение их просьбы становится невозможным.
«Скрытные» держат все в себе, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.
«Невинные лгуны» заметают следы ложью или обманом, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет.
Контакт с «трудным» человеком может вызвать гнев, огорчение, растерянность, подавленность и другие чувства, выбивающие вас из колеи. Один из первых шагов, который нужно сделать – взять под контроль свои эмоции или дать эмоциям другого человека выйти наружу, если вы решили продолжать с этим человеком общение. Не принимайте на свой счет слова и поведение «трудных» людей – они ведут себя аналогичным образом со всеми. Напоминайте себе это всякий раз, когда общаетесь с ними, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если трудный человек напоминает вам кого-то, с кем у вас в прошлом было затруднено общение, отделите ваше восприятие этого человека от тех чувств, которые вы испытывали к тому человеку, которого он вам напоминает. Используйте творческую визуализацию (например, представьте его крошечным и поместите в воображаемый стакан) или иной способ успокоения для овладения эмоциями, которые вы испытываете.