Примеры тестов, практических заданий, тренингов, деловых игр

НВ! В тестах для контроля может быть несколькоправильных ответов!

1. Понятие «дискурс» описывают все приведенные ниже определения, кроме одного:

а) записанный языковыми знаками разговор, беседа

б) форма существования языковой системы

в) актуализация текста через анализ его ситуативных и прагматических факторов

г) вербально-когнитивная деятельность, приспосабливающая языковые знаки к

конкретным коммуникативным нуждам

2. Для современной лингвистики:

а) дискурс и текст – синонимичные понятия

б) текст – это составная часть дискурса

в) текст – это открытая система, несущая в себе следы других текстов

г) дискурс – это текст плюс контекст (конситуация)

3. Термин текст относится к терминологии:

а) семиотической

б) морфологической

в) лингвистической

г) логической

4. Какая метафора может быть признана некорректной:

а) текст – это «затвердевший дискурс»

б) у каждого текста есть своя «изнанка»

в) дискурс – это «язык в языке»

г) алфавит – это «текст»

5. Выберите правильную формулировку:

а) речевая интенция обязательно выражается словесно

б) вречевом произведении реализуется только одна интенция

в) речевая интенция —это речевое намерение говорящего

6. Говорящий выступает как представитель определенного социального института

в

а) персональном дискурсе

б) институциональном дискурсе

7. Спонтанность, сильная ситуативная зависимость, ярко выраженная

субъективность, нарушения логики и структурной оформленности высказываний

свойственны

а) бытийному дискурсу

б) бытовому дискурсу

в) рекламному дискурсу

г) политическому дискурсу

8. Социализация нового члена общества – это цель …… дискурса.

а) политического

б) медицинского

в) религиозного

г) педагогического

9. Ключевым концептом в юридическом дискурсе является:

а) власть

б) обучение

в) закон

г) продажа

10. Своеобразные обороты речи, свойственные общению в соответствующем

социальном институте называются

а) дискурсивными формулами

б) дискурсивными стратегиями

в) дискурсивными жанрами

11. Монография, диссертация, научный доклад, выступление на конференции –

жанры …… дискурса.

а) педагогического

б) делового

в) научного

г) административного

12.Обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на

коммуникативную цель этого высказывания

а) локутивный акт

б) иллокутивный акт

в) перлокутивный акт

13. Перформатив—это:

а) средство выражения речевой интенции говорящего

б) слово-поступок

в) одно из центральных понятий прагматики

г) слово или словосочетание, предназначенное для выражения оценки

14. Выражают оценочное мнение и мнение-суждение:

а) экспрессивы

б) валюативы

в) репрезентативы

г) директивы

15. Выражают попытку адресанта побудить адресата к действию или бездействию,

повлиять на мировоззрение, установки, эмоции адресата, вызнать в них желаемые

изменения:

а) комиссивы

б) валюативы

в) репрезентативы

г) директивы

16. К комиссивам относятся:

а) благодарность, сожаление, извинение

б) обещание, клятва, гарантирование

в) запрет, инструкция, призыв

г) сообщение, прогнозирование, описание

17. К репрезентативам относятся:

а) благодарность, сожаление, извинение

б) обещание, клятва, гарантирование

в) запрет, инструкция, призыв

г) сообщение, прогнозирование, описание

18. К экспессивам относятся:

а) благодарность, сожаление, извинение

б) обещание, клятва, гарантирование

в) запрет, инструкция, призыв

г) сообщение, прогнозирование, описание

19. Целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с

принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, - это

А) перформатив

Б) речевой акт

В) речевое событие

20. Вставьте пропущенное слово впредложение «В этом смысле перформативы

…:они указывают на ими самими выполняемое действие» (Н.Д. Арутюнова):

а) автореферентны;

б) интенциональны;

в) целенаправленны;

г) предикативны.

21. Укажите «лишний» компонент при характеристике речевых намерений

говорящего:

а) побудить кдействию

б) выразить ивозбудить эмоции

в) высказать идоказать свое мнение

г) провести время.

22. Термины тема ирема:

а) используются при характеристике актуального членения предложения;

б) являются показателями смысловой зависимости предложения от предтек-

стаи«посттекста»;

в) связаны спредставлением только основного содержания текста;

г) можно объяснить терминами данное (известное) иновое в содержании

предложения.

23. Втекстовом фрагменте «<...>у"Ричарда III'" был шанс на успех. Во что искренне

верила, пока не началось действо.

Громкая, оглушительная музыка, актеры вшутовских костюмах, выделывающие

какие-то странные па, —иникакого намека на то, где разворачиваются события (в

Англии, Лондоне, читаем уШекспира)» ведущей является:

а) предметная доминанта; фрагмент состоит из бытийных

(номинативных,безличных) предложений, логическое ударение падает на

существительные музыка, актеры и на обстоятельство места то, где —вАнглии,

Лондоне;

б) качественная доминанта; логическое ударение падает на качественные

прилагательные громкая, оглушительная, шутовской, странный;

в) акциональнаядоминанта; главными являются слова со значением действия

музыка, выделывающие, разворачиваются, события);

г) нет правильного ответа.

Список вопросов к зачету:

1. Дискурс как объект лингвистики. Определение понятия дискурс. Дискурс

и текст. Динамический и статический подход к языку.

2. Типология дискурса. Устный и письменный дискурс. Невербальные

компоненты устной коммуникации.

3. Виды (модусы) дискурса. Классификация видов дискурса. Дискурс и

речевой жанр. Прямые и косвенные речевые жанры.

4. История анализа дискурса. Источники его возникновения. Основные черты

анализа дискурса.

5. Единицы анализа дискурса.

6. Дискурс vs коммуникация. Модели коммуникации.

7. Принципы коммуникации. Принцип Кооперации, Принцип Вежливости и

др. Соблюдение и нарушение принципов коммуникации.

8. Типы контекстов. Взаимодействие различных контекстов в дискурсе.

9. Дискурс vs информация. Эксплицитная и имплицитная информация.

Скрытые смыслы высказывания.

10. Теория речевых актов. Иллокутивная сила (функция) высказывания.

Перлокутивный эффект высказывания.

11. Коммуникативные стратегии и тактики.

12. Коммуникативная инициатива.

13. Типы мены коммуникативных ролей.

14. Тема дискурса как макроструктура дискурса. Тематическая прогрессия.

15. Линейность дискурса. Этический и эмический аспекты организации

дискурса.

16. Топик. Сценарий. Фреймы. Риторические структуры в дискурсе.

17. Нарративный дискурс.

18. Аргументативный дискурс.

19. Микроструктура дискурса. Упаковка высказывания (У. Чейф). Влияние

дискурсивных факторов на порядок слов в высказывании.

20. Когезия дискурса. Референция. Дейксис.

21. Когеренция дискурса.

22. Дискурсивные маркеры.

23. Институциональный дискурс.

24. Рекламный дискурс.

25. Языковая игра.

26. Гендерно-обусловленные различия в дискурсе.

27. Прецедентные тексты и интертексты в дискурсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: