Часть 2. мониторинг атмосферы

Работа 2.1. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранс­порта на участке магистральной улицы (по концентрации СО и СО2)

Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами ав­томобилей удобно оценивать по концентрации окиси и двуокиси углерода, в мг/м3. Исходными данными для работы служат показатели, со­бранные при хронометраже транспортной нагрузки на улицах города.

Концентрацию угарного газа в воздухе у автомагистрали определяем расчетным путем.

Ход работы. Формула оценки концентрации окиси углерода (Kco) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990):

,

где:

0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3,

N - суммарная интенсивность движения автомобилей на го­родской дороге, автом./час,

КТ - коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в ат­мосферный воздух окиси углерода,

КА - коэффициент, учитывающий аэрацию местности,

КY - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения ат­мосферного воздуха окисью углерода в зависимости от ве­личины продольного уклона,

КC - коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра,

КB - то же в зависимости от относительной влажности воздуха,

КП - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воз­духа окисью углерода у пересечений.

Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

,

где:

Рi - состав автотранспорта в долях единицы,

КТ1 - определяется по табл. 4.


Т а б л и ц а 4.

Тип автомобиля Коэффициент КТ
Легкий грузовой 2,3
Средний грузовой 2,9
Тяжелый грузовой (дизельный) 0,2
Автобус 3,7
Легковой 1,0

Подставив значения согласно заданию (или собственные дан­ные) получаем:

КТ = 0, 1 • 2,3 + 0, 1 - 2,9 + 0,05 • 0, 2 + 0,05 • 3, 7 + 0,7 • 1 = 1, 41

Значение коэффициента КА, учитывающего аэрацию местности, определяется по табл. 5.

Т а б л и ц а 5.

Тип местности по степени аэрации Коэффициент К А
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон 1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке 0,6
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи 0,4
Пешеходные тоннели 0,3

Для магистральной улицы с многоэтажной застройкой КА = 1.

Значение коэффициента КY, учитывающего изменение загрязне­ния воздуха окисью углерода в зависимости от величины продоль­ного уклона, определяем по табл. 6.

Т а б л и ц а 6.

Продольный уклон, 0 Коэффициент К Y
  1.00
  1.06
  1.07
  1.18
  1.55

Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зави­симости от скорости ветра Кс определяется по табл. 7.


Т а б л и ц а 7.

Скорость ветра, м/с Коэффициент К С
  2,70
  2,00
  1,50
  1,20
  1,05
  1,00

Значение коэффициента К В, определяющего изменение концен­трации окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха, приведено в табл. 8.

Т а б л и ц а 8.

Относительная влажность Коэффициент К В
  1,45
  1,30
  1,15
  1,00
  0,85
  0,75

Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углеро­да у пересечений приведен в табл. 9.

Т а б л и ц а 9.

Тип пересечения Коэффициент КП
Регулируемое пересечение:  
- со светофорами обычное 1,8
- со светофорами управляемое 2,1
- саморегулируемое 2,0
Нерегулируемое:  
- со снижением скорости 1,9
-кольцевое 2,2
- с обязательной остановкой 3,0

Подставим значения коэффициентов, оценим уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода:

KCO=(0,5 + 0,01 • 500• 1,4) • 1 • 1,06 •1,20• 1,00 = 8,96 мг/м3

ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м3. Снижение уровня выбросов возможно следующими мероприя­тиями:

- запрещение движения автомобилей;

- ограничение интенсивности движения до 300 авт/час;

- замена карбюраторных грузовых автомобилей дизельными;

- установка фильтров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: