Работа 2.1. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО и СО2)
Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси и двуокиси углерода, в мг/м3. Исходными данными для работы служат показатели, собранные при хронометраже транспортной нагрузки на улицах города.
Концентрацию угарного газа в воздухе у автомагистрали определяем расчетным путем.
Ход работы. Формула оценки концентрации окиси углерода (Kco) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990):
,
где:
0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3,
N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автом./час,
КТ - коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода,
КА - коэффициент, учитывающий аэрацию местности,
КY - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона,
|
|
КC - коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра,
КB - то же в зависимости от относительной влажности воздуха,
КП - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений.
Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:
,
где:
Рi - состав автотранспорта в долях единицы,
КТ1 - определяется по табл. 4.
Т а б л и ц а 4.
Тип автомобиля | Коэффициент КТ |
Легкий грузовой | 2,3 |
Средний грузовой | 2,9 |
Тяжелый грузовой (дизельный) | 0,2 |
Автобус | 3,7 |
Легковой | 1,0 |
Подставив значения согласно заданию (или собственные данные) получаем:
КТ = 0, 1 • 2,3 + 0, 1 - 2,9 + 0,05 • 0, 2 + 0,05 • 3, 7 + 0,7 • 1 = 1, 41
Значение коэффициента КА, учитывающего аэрацию местности, определяется по табл. 5.
Т а б л и ц а 5.
Тип местности по степени аэрации | Коэффициент К А |
Транспортные тоннели | 2,7 |
Транспортные галереи | 1,5 |
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон | 1,0 |
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке | 0,6 |
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи | 0,4 |
Пешеходные тоннели | 0,3 |
Для магистральной улицы с многоэтажной застройкой КА = 1.
Значение коэффициента КY, учитывающего изменение загрязнения воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона, определяем по табл. 6.
Т а б л и ц а 6.
Продольный уклон, 0 | Коэффициент К Y |
1.00 | |
1.06 | |
1.07 | |
1.18 | |
1.55 |
Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра Кс определяется по табл. 7.
|
|
Т а б л и ц а 7.
Скорость ветра, м/с | Коэффициент К С |
2,70 | |
2,00 | |
1,50 | |
1,20 | |
1,05 | |
1,00 |
Значение коэффициента К В, определяющего изменение концентрации окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха, приведено в табл. 8.
Т а б л и ц а 8.
Относительная влажность | Коэффициент К В |
1,45 | |
1,30 | |
1,15 | |
1,00 | |
0,85 | |
0,75 |
Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пересечений приведен в табл. 9.
Т а б л и ц а 9.
Тип пересечения | Коэффициент КП |
Регулируемое пересечение: | |
- со светофорами обычное | 1,8 |
- со светофорами управляемое | 2,1 |
- саморегулируемое | 2,0 |
Нерегулируемое: | |
- со снижением скорости | 1,9 |
-кольцевое | 2,2 |
- с обязательной остановкой | 3,0 |
Подставим значения коэффициентов, оценим уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода:
KCO=(0,5 + 0,01 • 500• 1,4) • 1 • 1,06 •1,20• 1,00 = 8,96 мг/м3
ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м3. Снижение уровня выбросов возможно следующими мероприятиями:
- запрещение движения автомобилей;
- ограничение интенсивности движения до 300 авт/час;
- замена карбюраторных грузовых автомобилей дизельными;
- установка фильтров.