Правление Петра Великого


Начало преобразований. Великое посольство.
Петровские реформы – главный нерв, ведущая ось отечественной истории
XVIII века, берут свое начало в веке XVII. В этом бесспорном факте сходятся
почти все историки Петра, по-разному, однако, «периодизируя» начало
преобразований. Так, А. Г. Брикнер в «истории Петра Великого» склонен
открывать счет им после путешествия царя в Западную Европу в 1697 – 1698
гг., где, по его мнению, возник сам план реформ, и были собраны необходимые
сведения для их начала. Но уже С. М. Соловьёв в «Истории России», а затем
«Публичных чтениях о Петре Великом» показал, что дело обстояло прямо
наоборот: сама идея Великого посольства возникла в результате и в русле
начавшихся преобразований: требовались иностранные специалисты и русские
кораблестроители для создания флота. С. М. Соловьёв, а за ним и современный
исследователь Н. И. Павленко считают исходным пунктом преобразований
Азовские походы1695 – 1696 гг. Как отмечает Н. И. Павленко, хотя эти походы
были направлены против традиционного противника, но сопровождались рядом
нетрадиционных черт: использованием флота, обеспечившего победу и взятие
Азова.
Таким образом, по мысли историка, походы эти переросли роль чисто
военных кампаний, они послужили исходным пунктом реформ, «они повлекли
строительство воронежского флота, вызвали начальные меры по созданию
регулярной армии. Оба новшества требовали огромных финансовых затрат.
Отсюда городская реформа и начало изобретательской деятельности
прибыльщиков. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести – Петр
учредил орден Андрея Первозванного. От перечисленных новшеств рукой подать
до преобразований в области культуры, прежде всего распространения
образований с целью обеспечения армии и флота квалифицированными
специалистами». (Н. И. Павленко «Петр Великий»).
Проблема выхода к магистральным морским путям оставалась нерешенной, а
союзники России (в 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили
антиосманский союз) свертывали военные действия. С целью оживления коалиции
и расширения ее состава в 1697 г. за границу было отправлено «Великое
посольство». В него входили также молодые «валантиры», вызвавшиеся
обучаться за границей морскому делу. Среди них под именем «урядника Петра
Михайлова» был и царь. Вдохнуть новую жизнь в антиосманскую коалицию не
удалось. Война с Турцией заканчивалась, а европейские державы начали уже
готовиться к разделу огромных владений угасающей династии испанских
Габсбургов (1700 — 1713 гг. на континенте полыхала «война за испанское
наследство»). Однако «Великое посольство» сыграло немалую роль в судьбе
России. Петр познакомился с европейской жизнью и получил важные уроки
дипломатии, а также навигации и кораблестроения. Было нанято 672
иностранных специалиста — офицеров, моряков, кораблестроителей, врачей и
т.д. Наконец, встреча на обратном пути с польским королем и саксонским
курфюрстом Августом II, фактически, положила начало новому, теперь уже
антишведскому Северному союзу. В 1699 г. он был заключен Россией, Саксонией
и Данией. Летом 1698 г. посольство было прервано полученным из Москвы
известием о бунте стрельцов.
За созданием флота последовала замена дворянской конницы и ненадежных
стрельцов регулярной армией. По сути, сознание регулярной армии началось
еще в детстве с создания Преображенского и Семеновского полков. Но чисто
юридически начало постоянной армии положили указы от 8 и 17 ноября 1699
года, где были определены источники формирования новых полков. Первыми были
«охотничьи люди» из числа лично свободных подданных разных званий,
служивших за высокое жалование – 11 рублей в год. В итоге было сформировано
2 9 пехотных и 2 драгунских полка общей численностью 32000 человек, с
иностранными офицерами во главе.
Для вновь создаваемой регулярной армии требовалось обмундирование и
амуниция. Необходимые для этого средства правительство искало на пути
увеличения косвенных налогов.
23 января 1700 года Петр обнародовал указ о введении в России гербовой
или орленой бумаги «для пополнения своей, великого государя, казны». Отныне
все частные акты должны были составляться не на обычной бумаге, а
исключительно на орленой.
Согласно указу 30 января 1699 г., в центре учреждалась выборная
коллегия - Бурмистрская палата, отвечающая за сбор прямых и косвенных
налогов во всех городах и имевшая право суда над посадскими людьми.
1699 год ознаменовался двумя важными событиями. Поздней осенью в
Преображенском под Москвой в глубокой тайне был заключен Северный союз
между Россией и саксонским курфюрстом Августом II против Швеции.
В конце 1699 года было определено считать годы не от сотворения мира,
а от рождества Христова. Новолетие было приказано считать не от 1 сентября,
а от 1 января, по европейскому примеру.
Дальнейшие преобразования уже продолжались в следующем столетии, в
условиях начавшейся северной войны.

Хозяйственные реформы Петра Первого. Восстание Булавина.
Северная война требовала металл и порох для пушек, сукно и шелк для
мундиров, лес и парусину для флота. Все это побуждало царя вплотную
заняться промышленностью и торговлей. Но наследство, полученное Петром от
его «тишайшего» отца, казалось, не оставляло надежд на то, чтобы в короткий
срок встать на уровень с остальной Европой. Огромная страна имела население
всего 13 млн. человек, т.е. в среднем 4 человека на квадратную версту.
Горожане составляли 3% всего населения. Причем даже среди этого
немногочисленного городского населения далеко не все занимались торговлей и
ремеслом.
Правда, в XVII веке мы видим начало формирования специализации
отдельных областей и связанное с ним некоторое оживление торговли и рост
купечества, появление первых мануфактур. Но в целом большая часть России
живет в условиях натурального хозяйства.
В этих условиях ликвидация технико-экономической отсталости возможна
только путем государственного вмешательства сверху. Петр хотел поставить
торговлю и промышленность на службу уже не личных, а государственных
интересов.
Понимая, что Россия обладает огромными запасами минералов, царь решает
взяться за их разработку. По всей стране ездили выписанные за рубежом и
русские рудознатцы. «Искали и находили то серебряные руды, то «краску
марену», то каменный уголь, то селитру, торф и пр.» (А. Г. Брикнер История
Петра Великого Т.2). Но особенно важным в условиях северной войны был поиск
железных руд. В короткие сроки на Урале создается целый металлургический
комплекс. В первое десятилетие на Урале создаются и другие заводы:
Каменский, Уктусский, Алпатьевский, одновременно строятся металлургические
заводы на Устюжне и Белоозере. За пять лет было основано не менее 11
казенных заводов, давших столь нужный стране металл. Одновременно строятся
мануфактуры в легкой промышленности. Еще в 1696-1697 в Преображенском был
основан Хамовный двор для производства парусины. В 1719 г. Это уже огромное
предприятие, где работало свыше 1200 человек.
Одновременно с собственной промышленностью государство организовало и
собственную торговлю. Это достигалось введением государственных монополий,
весьма прибыльных для казны, но разорительных для народа.
Отрицательно сказывались на торговле некоторые плохо продуманные
административные меры. В 1713 г. Царским указом был жестко ограничен
русский экспорт через Архангельск. Отныне товары должны были направляться в
Петербург. Несмотря на большее географическое и климатическое удобство
новый порт был совершенно не приспособлен для торговли (отсутствовали
торговые склады и помещения). Более того, Петр возжелал своей волей создать
не только главный порт России, но и петербургское купечество. Несколько
купцов с семьями насильно были переселены в новую столицу. Насильственные
переселение вообще были одним из любимых методов решения Петром
экономических проблем. Для строительства Петербурга было мобилизовано 40
тысяч крестьян, этот контингент постоянно пополнялся новыми несчастными
взамен умерших от тяжкого труда и малярии.
Обеднение и упадок некогда богатейших купеческих фирм, разорение
городов, бегство жителей – это была та высокая цена, которую заплатили
русские купцы, горожане за успех Северной войны, финансируя её расходы,
лишаясь своих барышей вследствие жесткой монопольной политики и различных
ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра с начала
XVIII века.
Не меньшие тяготы несли и русские крестьяне. Они поставляли армии
рекрутов, давали подводы и лошадей, несли натуральные и денежные
повинности. Не удивительно, что бегство крестьян и посадских целыми семьями
стало характерной чертой Петровского времени. Некоторые из беглых
становились разбойниками, многие находили приют на Дону. Игнорируя
неписанный казачий закон «с Дону выдачи нет», Петр отправил туда летом
сыщика, чтобы освидетельствовать и вывезти под конвоем беглых. Его отряды
чинили многие насилия и вызвали сопротивление не только вчерашних крестьян,
но и коренных казаков. Кондратий Булавин в ночь на 9 октября окружил с
двумя сотнями человек лагерь князя и перебил всех.
Восстание в разгар Северной войны, когда боевые действия шли на
Украине, было очень опасным. Петр не без основания опасался создания
коалиции шведов, крымского хана и Булавина. Для усмирения бунта был
направлен карательный отряд под командованием В. В. Булавина, брата убитого
Булавиным сыщика. В июне 1708 года казаки подступили к Азову, где потерпели
поражение. Решающую роль в их поражении сыграла корабельная артиллерия.
К осени бунтовщики были разгромлены. Сопротивление не могло остановить преобразователя в его реформах.
Однако Петр вносит некоторые коррективы в свою хозяйственную политику.
В 1717 году он отказался от монополий на продажу за границей некоторых
ходовых товаров. По указу 1719 года государь определил «казенным товарам
быть только двум: поташу и смольчугу» Эти меры знаменовали собой новый этап
торговопромышленной политики: фактически провозглашалась свобода торговли.
Одновременно с частной торговлей поощрялось и частное предпринимательство.
«Берг-привилегия» 1719 года разрешала всем жителям не зависимо от
социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Найденные
образцы руды надо было только предъявить в ведавшую полезными ископаемыми
Берг-коллегию, которая, проверив их качество, передавала заводчику
месторождение.
Развитием промышленности ведала Мануфактур-коллегия. В 20-е годы целый
ряд заводов передается в частные руки. Еще в 1702 году Невьянский
металлургический завод был передан Никите Демидову, бывшему тульскому
кузнецу-оружейнику.
Существенную помощь предпринимателям оказывал и таможенный тариф 1724
года. Он устанавливал размер пошлин на заграничные товары в зависимости от
наличия или отсутствия отечественных аналогов, чтобы стимулировать
собственных производителей.
К концу царствования Петра Первого внутренний рынок получил
достаточно металла и страна стала экспортировать железо, год от года все
больше.
Труд на заводах был крепостным. Вольнонаемные рабочие, согласно
переписи 1744-1745 гг. составляли не более 1.7 % их общего числа. Этому
способствовал указ января 1721 года, разрешавший заводам покупать
крепостных крестьян.
Тяжелую руку государственного регулирования испытывали на себе и
купцы. Государственными органами, тяготевшими над ними, были Коммерц-
коллегия и главный магистрат. Правительство стремилось навязать негоциантам
создание компаний. Компании привлекали Петра не сколько большими
возможностями, сколько удобством для контроля и налогообложения. В указе об
учреждении компаний были характерные для Петровской эпохи слова: «буде
волею не похотят, хотя в неволе» брать купцов в компании. Эти добровольно-
принудительные объединения купцов действовали как в промышленности, так и в
торговле.
Таковы противоречивые итоги хозяйственных реформ Петра Первого.
Промышленный подъем и частичное преодоление технической отсталости от
европейских стран достигались торможением капиталистических тенденций в
экономике. Несмотря на хозяйственные успехи первой четверти XVIII века,
Россия оставалась страной с крепостнической экономикой, с решительным
преобладанием сельского хозяйства над промышленностью и сельского населения
над городским.

Административные преобразования

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и
управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти
XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны
получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган
исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными
законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего
предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществления
исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В
1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого
возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений.
Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот
контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все
правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе
прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В
обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях
учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная
система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы
(Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский
и др.) сильно различались по своему характеру и функциям.
Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу,
создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных
вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12
коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии:
Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур-
и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии
ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами,
а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей,
налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм.
Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная,
учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще
Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись
магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы
по тем вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий,
департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и
производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия,
ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие
- Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. -
подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и
управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся
по территории и количеству населения. Так, Смоленская и
Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных
областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр,
территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской,
Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на
которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли
Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,
сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При
губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем
коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых
равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.
Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной
канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация
была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных
офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением
за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян.
Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г.
местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов
(советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения
подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них
воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления
недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722
г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все
новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и
немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных
ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14
рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась
во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного
русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и
выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В
одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что
знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает
человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не
дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Культура при Петре Великом.

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота,
формирование совершенно новых структур чиновничье- бюрократического
аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной
перестройки всей системы образования, подготовки большого числа
квалифицированных специалистов. В петровское время были открыты Медицинская
школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и
ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех
типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных- для
подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах- для обучения
солдатских детей.
Светское образование потребовало массу новых учебников. В создание
новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов,
Ф.Прокопович и др.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило
развитие издательского дела. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского
новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и др.
городах.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной
книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания
книг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А.
Метвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое
издание- газета “Ведомости”.
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую
очередь практические потребности государства. Большие успехи были
достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных
ископаемых.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей,
был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. По
инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций.
В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание
“раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев:
Эрмитажа, Артиллерийского, Военно- морского и др.
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществлялся переход к
регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, в
основном гражданского, а не культого назначения. Наиболее ярким примером
этого является строительство Петербурга.
В эпоху Петра 1 коренной ломке подверглись все традиционные
представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном
порядке ввел брадобрите, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров
для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе
регламентировалось западно-европейскими нормами, изложенными в переводной
книге “Юности честное зерцало”.
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место “светскости” и
рационализму. В 1718 г. Петр 1 издал указ о проведении ассамблей с
обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для
забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в
беседах иностранных слов, преимущественно французских.

10.

В это время территория Российской империи значительно расширилась. В ее состав вошли Белорусия и Правобережная Украина, Крым и Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литва. За 1747-1796гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. чел. Если к концу царствования Петра I в стране было 336 городов, то к началу XIX в. - 634. И все же Россия оставалась аграрной страной - в городах проживало лишь 4,1% населения.

Территория и население

В это время территория Российской империи значительно расширилась. В ее состав вошли Белорусия и Правобережная Украина, Крым и Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литва. За 1747-1796гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. чел. Если к концу царствования Петра I в стране было 336 городов, то к началу XIX в. - 634. И все же Россия оставалась аграрной страной - в городах проживало лишь 4,1% населения. Большую его часть составляли крестьяне. 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные - дворцовому ведомству.

Сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивно - за счет освоения вновь присоединенных малонаселенных земель на юге - в Новороссии. Для привлечения сюда населения правительство выделяло участки по 60 дес. всем желающим, за исключением крепостных: отставным солдатам, государственным крестьянам, иностранным колонистам. В условиях существования крепостного права в стране не хватало свободных людей, которые могли бы поселиться в плодородном пустующем крае. Правда, Потемкин, руководивший освоением причерноморских земель, добился указа о невыдаче помещикам беглых крепостных, оказавшихся в Новороссийской и Азовской губ. И все же решающую роль в заселении Новороссии играла помещичья колонизация. Тем помещикам, которые обязывались переселить своих крестьян в Причерноморье, правительство выделяло землю площадью от 1,5 тыс. до 12 тыс. дес. Уже к концу XVIII в. Новороссия стала поставлять зерно на рынок и даже сбывать его за границу через черноморские порты. В дальнейшем она превратилась в одну из важнейших житниц России.

Происходило, правда медленно, и земледельческое освоение восточных районов страны: Южного Урала и Сибири, где коренное население под воздействием русских переселенцев переходило от кочевого скотоводства к возделыванию пашни.

Сельское хозяйство

Под воздействием роста городов, промышленности, внешней торговли помещичье хозяйство все более активно втягивалось в рыночные отношения. На юге страны, где выгодным делом стало производство хлеба на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку за счет сокращения крестьянских наделов. Одновременно увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. Как правило, крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда и все 6 дней. В некоторых случаях помещик совсем лишал крепостного земельного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, обеспечивая ему и его семье месячное довольствие. Поэтому такая форма зависимости стала называться месячиной. Крепостное право в России нередко именовали рабством. Месячина и в самом деле превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности.

В Нечерноземье организация собственного крупного земледельческого хозяйства не приносила помещикам существенных выгод. Поэтому здесь преобладал оброк, который взимался в основном в денежной форме. Размеры оброка выросли в 1760-90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской “души”. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству зависимость работника от земли. Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.

Резкое возрастание интереса дворян к своему хозяйству (после 1762 г.), стремление к повышению доходов своего имения не замедлило сказаться на усилении эксплуатации крестьян.

Прежде всего помещики там, где зерновое земледелие было выгодным, стремились расширить свою часть пашни. Это вело к расширению барских запашек и сокращению крестьянских наделов до 1,5 дес. на мужскую душу и менее.

Помимо сокращения надела тягчайшим бременем для барщинных крестьян были работы на помещичьем поле. Эти работы, как правило, достигали трех дней в неделю. В некоторых же районах барщина достигала в середине XVIII в. чудовищных размеров-5-6 дней в неделю. Особенно крупные запашки дворяне заводили в плодородных краях Черноземного центра. При этом помещики все более ориентировались на производство хлеба на продажу. Однако, сокращая крестьянский надел, помещик рубил сук, на котором сидел сам. Деградация крестьянского хозяйства была проявлением кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. В XVIII в. проявления этих кризисных черт наблюдаются главным образом в нечерноземной полосе, в районах выгодного сбыта хлеба. Но в XVIII в. эти кризисные явления кончаются без последствии. Это объясняется рядом обстоятельств.

К середине XVIII столетия подходит к концу период более или менее гармоничного сочетания в эксплуатации помещиками крестьян всех трех разновидностей феодальной ренты: отработочной, натуральной и денежной. Помещики нечерноземной полосы России постепенно переходят на оброк. Роль натуральных поборов становится второстепенной.

Барщинная форма эксплуатации в XVIII в. стала преобладающей в зоне наиболее плодородных земель. Это районы Тульской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Курской, Воронежской, Пензенской и других губерний. В этих районах дворянство заводит крупные барские запашки в 1000, 2000 и даже 3000 десятин. Однако столь крупные запашки в XVIII в. встречаются еще сравнительно редко. Чаще всего величина их достигает 100 - 300 десятин, но и этот хлеб мелких и средних помещиков также шел на рынок.

Итак, с середины XVIII столетия районы черноземных губерний становятся средоточием барщинного хозяйства помещиков с ориентацией производства зерна на рынок. Это приводит к резкому увеличению эксплуатации крестьян. Именно в эту эпоху был дан толчок тому процессу, который в середине XIX столетия привел к крушению феодально-крепостнического строя.

Главным фактором углубления и развития внутреннего рынка явился рост неземледельческого населения, занятого торгово-промышленной деятельностью. Этот рост осуществлялся в основном за счет промыслового крестьянства. Внешний вывоз хлеба в XVIII в. составлял лишь от 3% до 7% всего зернового баланса. Вместе с тем помещики не являлись поставщиками товарного хлеба. Основную массу его давали крестьяне, все более втягиваясь в систему товарно-денежных отношений.

В ходе исторического процесса развивается общественное разделение труда. В силу этого происходит постепенная специализация производства, взаимосвязь между отраслями которого осуществляется через рынок. В области сельского хозяйства эти процессы специализации происходят крайне медленно и гораздо позже, чем в промышленности. Тем не менее, в XVIII в. крестьянское хозяйство постепенно перестает быть хозяйством абсолютно замкнутым. Крестьяне покупают теперь и орудия своего труда, и некоторые предметы домашнего обихода. Переход государства на сбор денежных, а не натуральных налогов усиливает нужду крестьянина в деньгах, заставляет его возить на рынок продукты своего труда, втягивает в систему товарно-денежных отношений. Этот процесс был постепенным и длительным. В описываемое нами время он, как и в XVII в. находился где-то в пределах своей начальной cтадии. Основа хозяйства крестьянина все еще оставалась натуральной.

Специфика природно-климатических условий России предоставляла местному населению весьма неблагоприятные условия для земледелия. Русский крестьянин занимался земледелием не с февраля по ноябрь, как в Западной Европе, а лишь с апреля— мая по август—сентябрь, ибо остальное время принадлежало либо холодной с заморозками погоде, либо суровой зиме. В силу этого земледелец мог более или менее нормально вспахать и проборонить очень небольшой участок земли, да и выбор культур был невелик: рожь, чаще всего озимая, которая сеялась осенью, зимовала в виде всходов под снегом и созревала к июлю—августу следующего лета, и овес, который сеялся в апреле—мае и созревал в августе-сентябре. Эти две культуры занимали до 80% пашни, ибо были самыми важными и вместе с тем неприхотливыми и выносливыми культурами. А ведь житель Восточно-Европейской равнины имел чаще всего скудную подзолистую почву. Урожайность на таких землях была большей частью сам-3 и лишь иногда сам-4. При урожае сам-3 крестьянин практически еле сводил концы с концами, а при урожае сам-4 мог продать около 17 пудов зерна. Однако урожай сам-3 был тоже не всегда, а часты были неурожаи, и тогда крестьянин из нового зерна не мог собрать даже на семена. Князь М.М. Щербатов, делая подобный расчет, пришел к выводу, что страна практически постоянно была на грани голода. Выручали ее погода и труд.

Трехпольный севооборот ставил барьер на пути товарности и изменения профиля крестьянского хозяйства. Ведь озимое поле занимала рожь. До 50% ярового поля занимал овес, а остальной клочок земли делили ячмень, лен, горох, чечевица, греча, просо, конопля и др. Крестьянин не мог отказаться от озимой ржи, не мог вместо овса засеять яровое поле одним льном, так как без овса невозможно прожить, хотя лен он, может быть, и продал бы с прибылью. Рынок в XVIII столетии не был настолько развит, чтобы удовлетворять потребности самих крестьян в той или иной сельскохозяйственной продукции. Он удовлетворял потребности лишь немногочисленного неземледельческого населения и, прежде всего, населения городов. Таким образом, специализация крестьянского хозяйства шла очень медленно, сохраняя свою натуральную основу.

Однако наиболее серьезной проблемой развития российского земледелия был острый дефицит времени и малые размеры земли, урожая с которой едва хватало на собственное содержание. В то же время объективные потребности развивающегося Российского государства требовали гораздо большего по объему валового земледельческого продукта.

Так исподволь возникала задача увеличения трудовой нагрузки крестьянина, причем увеличения этой нагрузки в тот короткий сельскохозяйственный сезон, которым Природа одарила Россию. Отсюда проистекали и характерные для XVIII в. процессы резкого усиления эксплуатации подневольного российского крестьянства.

И все-таки специализация постепенно развивалась. Крестьянство Центральной России издавна уделяло внимание посевам льна, расширяя их в яровом поле и тесня другие культуры. Отличным льном славились районы вокруг Пскова и Ярославля. Скупщики собирали по деревням и селам мелкие партии льна, а купцы в огромных количествах отправляли их за границу или на ткацкие фабрики Ярославля, Костромы, Владимира, Москвы и других городов.

Не менее важной культурой, рано ставшей предметом торговли и сырьем для промышленности, была конопля, которую можно сеять на одном и том же поле многие десятки лет подряд при обильном удобрении земли. Крестьянство районов Калуги, Брянска, Орла, Курска и других заводили специальные поля под коноплю и получали обильные урожаи этой культуры. Огромные партии конопляной пеньки шли, так же как лен, и на вывоз, и на нужды парусно-полотняной промышленности внутри страны.

Наконец, еще один важный момент в развитии товарности сельского хозяйства страны в XVIII столетии. Речь идет о развитии процесса освоения обширных малозаселенных, но плодородных территорий на юг и юго-восток от центра страны. В XVIII в. продвижение крестьянства на южные плодородные земли активизировалось. Русское население было уже значительным в Заволжье, нижнем течении Дона, районах Предкавказья, Башкирии и т.д. Территория, где жили татары, чуваши, марийцы, башкиры, в описываемое время имела уже большую прослойку русского населения. Русские крестьяне мирно жили бок о бок с татарами, башкирами чувашами и другими народностями и даже вступали с ними в родственные связи. Конфликты возникали, как правило, тогда, когда вслед за крестьянской колонизацией в этих землях появлялись российские феодалы, начинались захваты земель и т.д.

Освоение плодородного чернозема было еще одним важным фактором в вовлечении в орбиту товарно-денежных отношений крестьянского хозяйства, в преодолении его былой замкнутости. Несмотря на то, что районы черноземов часто страдали от засухи, плодородие их было настолько высоким, что урожайный год не только покрывал скудные неурожайные сборы, но и давал излишки зерновой продукции. Урожаи ржи иногда достигали сам-10, сам-15, пшеницы - сам-5, сам-8, проса - сам-20, сам-З0 и более. Более свободное маневрирование посевной площадью, чем при обычном трехполье, давало возможность выделять большие массивы земель под пшеницу, просо, гречу и т.д.

Промышленность и ремесло

В российской промышленности во второй половине XVIII в. произошли большие изменения. Если в середине столетия в России насчитывалось 600 мануфактур, то в конце его-1200. Резко увеличилась выплавка чугуна. К середине XVIII в. Россия вышел на первое место в мире по выплавке железа. Успешно развивались парусно-полотняные и суконные мануфактуры. Быстрый рост производства объяснялся растущим спросом со стороны казны и большими возможностями для экспорта: русское парусное полотно и железо охотно закупали европейские страны, особенно Англия.

В металлургии безраздельно господствовали уральские заводы. Олонецкий и Тульско-Каширский металлургические районы пришли в упадок. На первое место в металлургическом производстве вышел Урал. Быстро росли и Липецкие заводы. В легкой промышленности происходило становление новых центров к северу и западу от традиционного центра - Москвы, в Воронежской губ., в Малороссии. Сукноделие развивалось на юге, где традиционно разводили овец, полотняные заводы строились в льноводческих районах: под Смоленском, Псковом и Новгородом.

Серьезное развитие получила текстильная промышленность. Правда, в суконной промышленности, наиболее привилегированной, были постоянные перебои. Продукция этих мануфактур вся шла на поставки в казну. Однако условия закупок были невыгодными и суконные мануфактуры хирели. Резкий контраст составляли шелковые заведения, работавшие на вольную продажу. Число их неуклонно возрастало. Основным центром шелковой промышленности были Москва и Подмосковье.

Развивалась и парусно-полотняная промышленность. Русская парусина пользовалась большими спросом в Англии и других морских державах. Новые предприятия этой отрасли возникали в таких городах, как Ярославль, Вологда, Калуга, Боровск. Крупным центром полотняного производства стал Серпухов.

Получает развитие производство бумаги, кожевенное, стекольное, химическое и т.п. К середине XVIII в. действовало 15 бумагоделательных, 10 стекольных, 9 химических мануфактур и др.

Если в начале XVIII в. мануфактуры принадлежали прежде всего казне, то позднее, все большее число владельцев фабрик и заводов являлись выходцами из купцов, а также крестьян и дворян. Еще одна сфера применения принудительного труда - помещичьи вотчинные предприятия В России существовала государственная винная монополия и поставка вина (т.е. водки) казне являлась делом очень доходным. Это скоро поняли владельцы таких имений, которые были расположены в плодородных, но отдаленных от рынков сбыта районах: юг Тамбовской губернии, Воронежская, Курская, Пензенская губ., Слободская Украина и т.д. Здесь очень быстро возникают крупные винокуренные заводы с применением труда своих же крепостных.

Другая отрасль промышленности, где проявилось дворянское предпринимательство, - суконная и отчасти парусно-полотняная промышленность. Организованная на основе крепостного труда, дворянская суконная промышленность получила распространение в основном в южных районах страны: Воронежская, Курская, частично Тамбовская губ. и др. Здесь были, как правило, мелкие предприятия на 2—3 десятка станов. Но были и крупные. К концу 60-х гг. общее число суконных мануфактур в стране достигает 73 единиц.

В металлургии преобладали посессионные и казенные мануфактуры. Но в то же время стала успешно развиваться и крестьянско-купеческая мануфактура (особенно в текстильной промышленности), основанная на вольнонаемном труде. В немалой мере это было следствием правительственной политики. Стремясь в начале царствования заручиться поддержкой правящего сословия - дворянства, Екатерина II в 1762г. удовлетворила важнейшее требование помещиков: запретила всем недворянам приобретать крестьян для работы на мануфактурах. Уральские промышленники вышли из положения: у них уже были десятки тысяч крепостных, которых можно было использовать и на вновь строящихся заводах. А мануфактуристам, открывавшим новые шелковые, стекольные, бумажные и др. предприятия, пришлось набирать рабочих по вольному найму. Т.о., на заводах, основанных после 1762 г., применялся только наемный труд.

Едва ли в тот момент кому-либо пришло в голову, что положено начало закату подневольного труда в промышленности. Напротив, владельцы мануфактур настаивали на восстановлении отобранного у них права покупки рабочих. Но в дальнейшем оказалось, что наемные рабочие работают лучше, производительнее, конкурентоспособность предприятий, применяющих наемный труд, несравненно выше. Через несколько десятилетий вотчинные мануфактуры начали хиреть, не выдержав конкуренции. Число же наемных рабочих выросло с 220 тыс. в начале 1760-х гг. до 420 тыс. к концу XVIII в.

Кто же трудился на мануфактурах по вольному найму? Большей частью - крестьяне-отходники, зарабатывавшие оброк. Особенность русского рабочего состояла в том, что он был вольнонаемным только по отношению к заводчику, оставаясь в то же время подневольным по отношению к своему барину.

В своей экономической политике Екатерина II исходила из теории естественных прав, к которым относила и право частной собственности. Правительственное вмешательство в экономическую жизнь, ограничения и регламентация хозяйственной деятельности были, с ее точки зрения, нарушением естественных прав. Напротив, неограниченная свобода конкуренции соответствовала естественному праву.

Поощрение предпринимательства обещало российской казне значительное пополнение доходов за счет налоговых поступлений. В 1767 г. были отменены откупа и монополии. В 1775 г. царский манифест разрешил “всем и каждому заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия”. Таким образом, было признано право крестьян заниматься промыслами.

Издавна крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время употребляли для приработков. Крестьяне изощрялись, “примысливая”, т.е. изобретая способы своего более-менее сносного существования. Отсюда побочные занятия крестьянства получили названия “промыслов”. В промышленную деятельность были вовлечены большие массы крестьянства.

Помимо местных промыслов крестьяне занимались отхожими промыслами, т.е. уходили на заработки в города или другие местности. Могучим потребителем крестьян-отходников была р. Волга и приволжские города Тверь, Рыбная Слобода, Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань и т.д. Десятки тысяч крестьян работали бурлаками, были заняты на рыбных промыслах Астрахани и Гурьева. Тысячи крестьян уходили на заработки в Петербург. Много рабочего люда требовала проводка судов из Волги в Неву. Наконец, серьезным потребителем рабочей силы была Москва и ее промышленность.

Кроме отхода промышленного в России развивался отход земледельческий. Из тульских, рязанских, тамбовских селений, а также из районов Нечерноземья тысячи крестьян устремлялись на летние работы в южные черноземные районы. Барщинное крестьянство Нечерноземного центра страны использовало осенне-зимний период для отхода на промыслы. И теперь помещики, не довольствуясь барщиной, стали дополнять ее денежным оброком. Больше того, ввиду перспективности крестьянских промыслов многие помещики стали переводить крестьян с барщины на денежный оброк.

Однако эксплуатация крестьян путем денежного оброка очень скоро также перестала отвечать «нормативам» типичного феодального хозяйства. Помещик уже получает увеличенные суммы оброка лишь в силу личной крепостнической зависимости крестьянина, земельные отношения здесь утратили свое прежнее значение.

Темпам роста крестьянских промыслов сопутствуют и стремительные темпы роста денежного оброка. Так, в 60-х гг. XVIII в. помещики брали в среднем 1—2 руб. с души мужского пола в год, в 70-х. — 2—3 руб., в 80-х —4-5 руб., а в 90-х гг. в некоторых районах центра страны оброк достигал 8—10 руб. с души мужского пола.

Одной из ярчайших особенностей экономического развития России являлось появление промышленных центров не столько в городе, сколько в селе. Так, с конца XVII-начала XVIII столетия появились десятки торгово-промышленных поселений, где население сосредоточивало свое внимание не на земледелии, а на “промыслах”. Это - владимирские села Дунилово, Кохма, Палех, Мстера, Холуй, нижегородские села Павлово, Ворсма, Безводное, Лысково, Богородское, Городец, Работки, множество ярославских, костромских, тверских и т.д. сел и деревень. К середине XVIII в. многие из них по количеству населения были крупнее, чем иной город. В с. Павлове, например, к середине века население составляло свыше 4 тыс. человек. Иначе говоря, процесс общественного разделения труда сложился так, что в каждом конкретном селе развивалась специализация преимущественно какого-то одного вида производства. В таком селе все или почти были либо сапожниками, либо бондарями, либо ткачами.

Это было типичное мелкотоварное производство. Иногда мелкие товаропроизводители нанимали дополнительно 1—2 рабочих. С течением времени практика употребления наемного труда расширялась. В процессе конкурентной борьбы неизбежно выделяются две группы: одна из них состоит из вынужденных жить лишь продажей своего труда; вторая группа очень немногочисленная, но ее составляют товаропроизводители, употребляющие наемный труд. Со временем из них выделяются более крупные. Так из недр мелкого товарного производства постепенно вырастает производство мануфактурное, появляются капиталистические мануфактуры. Однако из-за сезонности производства и краткосрочности найма рабочих процесс укрупнения проходил очень медленно и численность крупных производств оставалась небольшой.

Подобный процесс развития капитализма наблюдается и в других районах. Большое место в Подмосковье получает т.н. рассеянная мануфактура, работники которой работают у себя по домам, в светелках.

Укрупнение мелкотоварного производства, растущее применение наемного труда в XVIII столетии можно наблюдать и в других отраслях производства - в металлургии и металлообработке, кожевенном деле, химической промышленности и т.п. Встречаются предприятия капиталистического типа и в крупнейших городах России (Москва, Нижний Новгород, Казань и др.). В стране постепенно формируется капиталистический уклад.

Торговля

Усиление специализации различных районов страны, рост промышленного производства, отходничества требовали дальнейшего развития торговли. В нечерноземную полосу с юга поступали зерно и продукты животноводства, в Черноземье везли ткани, металлоизделия, посуду и т.д. Крупными центрами внутренней торговли были ярмарки. Важнейшими среди них были: Макарьевская, Ирбитская, Оренбургская, Нежинская, Коренная (под Курском), Архангельская, Свенская (под Брянском) и ряд других. В 1788 г. в России (без Прибалтики) действовало 1100 ярмарок и торжков, из них на Левобережной Украине - 565. Существовали также многочисленные местные ярмарки и торжки. Развитию торговли сильно способствовала отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин. К концу столетия в основном сложился внутренний рынок.

Значительно увеличились обороты внешней торговли. Если в 1763 - 1765 гг. российский экспорт составлял 12 млн. руб., а импорт - 9,3 млн. руб., то в 1781 - 1785 гг. - соответственно 23.7 и 17,9 млн. руб. Вывозилось в основном сельскохозяйственное сырье: лен, пенька, пакля. Но рос и экспорт промышленных изделий: льняных тканей, парусного полотна и особенно железа. Россия становилась также крупным экспортером зерна (раньше хлеб почти не вывозился за границу). Ввозились сахар, шерстяные и х/б ткани, металлы, предметы роскоши. Таможенный тариф 1767 г. совсем запретил ввоз товаров, производство которых внутри страны могло удовлетворить спорс, напротив, сырье для промышленности облагалось минимальной пошлиной, а ввоз тех изделий, которых резко недоставало шел и вовсе беспошлинно. Впрочем, в 1782 г. Екатерина, увлекшаяся идеями Адама Смита фактически отказалась от протекционизма, перестав опекать торговлю и промышленность. Это однако не означало отказа от покровительства их развитию. Так, для удешевления кредита Екатерина вместо сословных банков открыла один Государственный Заемный банк, выдававший ссуды всего под 5% годовых.

До 60% всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог, Одесса, Херсон, и, отчасти, Севастополь. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока.

Многочисленные войны и рост бюрократического аппарата требовали огромных расходов. Для того, чтобы свести концы с концами, правительство вынуждено было увеличивать налоги. За 34 года правления Екатерины доходы от налогообложения возросли в 4 раза. И все же денег не хватало. Приходилось занимать у иностранных банкиров (к концу правления Екатерины накопился изрядный внешний долг).

Недостаток средств заставил правительство прибегнуть к выпуску бумажных денег - ассигнаций (для чего был создан специальный Ассигнационный банк). Первоначально (в 1768 г.) планировалось выпустить их на 1 млн. руб., но уже к 1774 г. в обороте было 20 млн. руб. ассигнациями, а к 1796 г. - 157 млн. руб. Курс ассигнаций упал до 70 коп. серебром. С этого времени в России существовали две денежные единицы - рубль серебром и рубль ассигнациями. Денежное обращение приходило во все больше6е расстройство. Впрочем, в ту эпоху нигде в мире еще не было ясного сознания. что бумажные деньги сами по себе не имеют никакой ценности и должны быть обеспечены товаром и обязательствами казны.

Российское дворянство и проблемы социально-экономического развития страны

В июле 1762 г. Екатерина II своим манифестом объявила о т.н. «генеральном межевании", укрепившем земледельческие права дворян. При этом она подарила (якобы в виде награды за быстрое и бесспорное установление границ их владений) дворянам огромный фонд государственных земель, самовольно захваченных помещиками в послепетровский период. Одновременно с укреплением дворянского землевладения шло неуклонное наступление на крестьянские права. Так, законы смягчали наказания дворян за истязания и убийства своих крепостных, а при Екатерине II наказанием дворян стали лишь церковные покаяния. Легализована была практика продажи крепостных оптом и в розницу. Дети крестьян, взятых в рекруты, оставлялись теперь в собственности помещика.

В сер. XVIII в. Имели место явные признаки демонтажа традиционной политики феодальной регламентации в области экономики. Причем постепенность изменений и их явная противоречивость свидетельствуют о чисто прагматическом характере этой политики, т.е. об отсутствии в ее основе каких-либо теоретических концепций.

Вслед за провозглашением отказа от системы монополий в промышленности и торговле 28 марта 1762г. в июле того же года было объявлено о свободе производства ситца по всей стране, кроме Москвы и Петербурга. Чуть раньше разрешен был вывоз хлеба за рубеж. А с 1766 по 1772г. был введен беспошлинный вывоз пшеницы и пшеничной муки почти изо всех портов империи. В 1763г. снова был провозглашен принцип свободы промышленной деятельности. В апреле 1767г. был издан весьма лаконичный указ, объявлявший полную свободу «рукомеслу и рукоделию» в городах России. А 10 сентября 1769г. был именной указ о свободе заводить ткацкие станы с одним лишь условием: уплаты сбора в 1руб. за стан.

В 70-е гг. правительство Екатерины II идет на еще более кардинальные решения. Указом от 17 марта 1775г. была объявлена свобода заведения промышленных предприятий для всех отраслей промышленности, отменены были все сборы от мелких промыслов. В 1777 г. были отменены сборы с домашних станов, принадлежащих фабрикам, т.е. резко улучшены были условия деятельности рассеянных мануфактур. В 1784 г. снова был именной указ о поощрении местной легкой промышленности.

Таким образом, усиление крепостничества и поощрение промыслов практически происходило одновременно.

Есть вполне реальная возможность дать наиболее убедительную оценку такой политике как целостному явлению. Для этого необходимо еще раз осознать кардинальнейшую особенность истории Российского государства, заключающуюся в том, что природно-климатические условия создавали в стране из века в век крайне неблагоприятную обстановку для развития основы основ ее существования — сельского хозяйства.

Российское общество вплоть до ХХ века развивалось как общество с относительно низким объемом совокупного прибавочного продукта, что в принципе навсегда обрекало бы его на судьбу примитивного земледельческого социума.

Поэтому историческая необходимость уже в средневековье привела в России к формированию особого, необычного для Европы типа государственности с весьма жесткими рычагами государственного механизма, ибо основной функцией Российского государства были концентрация и перераспределение относительного минимума прибавочного продукта в интересах развития и самого общества и его господствующего класса. Поэтому далеко не случайна была на востоке Европы многовековая традиция централизованной, самодержавной, по сути своей деспотической власти. Не случаен был и необычайно суровый режим крепостного права. Долгие века этот режим был призван обеспечивать поступательное развитие и общества и государства. Это развитие осуществлялось главным образом путем использования сверхнапряженного труда крестьянства, экономическое положение которого было на грани потери собственного воспроизводства.

Огромные пространства российского Нечерноземья веками были ареной практически убыточного сельского хозяйства. В второй половине XVIII в. во Владимирской губернии лишь один уезд из 12-ти (Покровский) имел некоторый излишек зерна. В четырех уездах своего зерна хватало лишь на 6-8 месяцев в году.

11.Россия в первой половине XIX века
Александр I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и теми условиями, в которых он воспитывался. Оторванный от семьи, отца, он воспитывался с раннего детства у своей бабки Екатерины II. Она лично следила за его образованием и воспитанием. Поэтому Александру постоянно приходилось лавировать между бабкой и отцом, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники говорили о его лицемерие и неискренности, другие - об образованности, воспитанности, приветливости. То и другое сочеталось в нем, дополняясь одно другим. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять: он неискренен: это - истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь с влиянием идей Французской революции. Александр I был реальным политиком. Вступив на престол, он обещал ряд преобразований во внутренней и внешней политике государства Российского. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все это имело большой общественный резонанс, появились надежды на введение в России конституции. Александр хорошо представлял последствия политического, экономического и социального отставания России от передовых европейских государств. Он думал о перспективах вывода огромной страны из летаргического состояния. Однако постепенно его взгляды на развитие России, общества российского менялись. Из либерала он превращается в консерватора, а в последние годы жизни даже в реакционного политика. Он стал религиозен, мнителен, что не могло не сказаться на конкретных делах его в управлении государством. Реформы государственного управления. В 1802 году был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. В него входили министры, другие руководители в системе управления империей. Коллегии, созданные Петром I как органы государственного управления, были заменены министерствами. Этим самым завершился процесс разграничения функций органов государственного управления по европейскому типу исполнительной власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении. Было создано восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В дальнейшем их число возросло, а функции были еще более четко разграничены. Это позволило сконцентрировать руководство отраслями более централизованно и результативно. В результате в Российской империи быстро росла и развивалась прослойка бюрократии, всецело зависящая от милости царя и получающая за службу гарантированное жалование. В 1802 году был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов. В 1810 году был создан Государственный Совет - законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного Совета", - было сказано в указе императора. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Эти изменения, организованное оформление исполнительной власти сказались на положении Сената. Он стал органом, надзирающим над правильностью исполнения законов в государстве. Произошли церковные реформы. Церковь была подчинена государству. Духовными делами ведал Священный Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, близко стоявший к царю, из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия были очень большими. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 годах князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения. Во всех государственных реформах наибольшее участие принимал М. М. Сперанский. Многие проекты реформ были им предложены и вышли в форме указов императора. Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 года. Детей у него не было. В России сложилась чрезвычайная ситуация - между-царствие. После долгих переговоров и выяснений Сенат и армия присягнули новому российскому императору - третьему сыну Павла I - Николаю. Николай I. Царствование Николая I на российском престоле продолжалось около 30 лет (1825-1855). Личность нового императора оценивалась современниками неоднозначно. Одни восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью, доброжелательностью. Другие называли его тираном и деспотом. Николай вступил на престол, не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, проникнутый ненавистью ко всяким революционным и либеральным течениям. Знакомство с делом декабристов показало ему, что общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, но, не доверяя общественным кругам, он вознамерился произвести все необходимые улучшения исключительно силами бюрократии, под своей непосредственной командой. Поэтому "собственная Его Величества канцелярия", не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений: 1-е отделение составляло личную канцелярию государя; 2-е отделение, заменившее прежнюю "комиссию составления законов", должно было произвести кодификацию российского законодательства; 3-е отделение, опираясь на новоучрежденный особый Корпус жандармов, должно было ведать политической полицией; 4-е отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями, получившими впоследствии название "ведомство учреждений императрицы Марии" (матери императора Николая I); в 1836 году возникло еще 5-е отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами, но скоро затем для этого было учреждено особое министерство. В 1826 году было еще учреждено особое министерство императорского двора и уделов. Составление законодательного кодекса было поручено Николаем I Сперанскому, который теперь оставил все либеральные идеи и стремления своей молодости и обеими ногами стоял на почве существующих фактов. Под энергичным и умелым руководством Сперанского второе отделение - кодификационное произвело, наконец, ту колоссальную кодификационную работу, которую тщетно пыталось произвести множество комиссий начиная с 1700 года. В 1830 году было закончено Полное Собрание Законов Российской Империи, составившее 45 огромных томов, заключающих в себе в хронологическом порядке старые законы и указы от Уложения 1649 года до воцарения императора Николая I. К 1833 году был составлен и напечатан Свод Законов Российской Империи в 15 томах. В нем были изложены в систематическом порядке законы, действовавшие в данное время. Для производства необходимых реформ в государственном управлении Николай I 6 декабря 1826 года образовал особый комитет под председательством Кочубея, но составленные им проекты преобразований не были приведены в действие. После июльской революции (1830 год) во Франции и последовавшего за нею польского восстания Николай окончательно оставил помышления о коренных реформах государственного строя. Некоторые частные изменения были внесены в систему местного управления. После упразднения губернских сословных судов при Павле I все судебные дела в губерниях были сосредоточены в палатах гражданского уголовного суда. При Николае I дворянству было предоставлено право выбирать заседателей в эти палаты, а также представлять кандидатов в председатели, назначаемые царем. Для усиления местной полиции, помимо избираемых дворянством исправников, были введены назначаемые правительством становые приставы. Таким образом, дворянство в местном управлении тесно переплеталось с чиновничеством и само стало служить орудием государственного управления. При Николае "завершено было здание русской бюрократии" (Ключевский), которая образовала в центре сложный и разветвленный механизм канцелярий, заливавших всю страну бумажными потоками приказов, циркуляров, "отношений", запросов и т.д. Часто в этом бумажном море "входящих" и "исходящих" тонули живые нужды и интересы живых людей, - недаром говорилось при Николае, что государством правит не император, а столоначальник. Крестьянский вопрос при Николае I. Постоянное внимание и интерес нового императора к крестьянству были вызваны их постоянными требованиями и волнениями. В годы царствования Николая I произошло свыше 500 случаев крупных крестьянских выступлений. Николай учреждал секретные (или "негласные") комитеты по крестьянскому делу, которые собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты и "предложения", но они не рассматривались, так как царь не мог решиться на серьезную ломку существующего социального порядка. При обсуждении в Государственном Совете законопроекта об "обязанных крестьянах" (в 1842 году) император заявил в своей речи: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутимое и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным". Закон об "обязанных крестьянах" предоставлял помещикам право добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной крепостной зависимости и о предоставлении им земельных наделов, за которые крестьяне обязаны были нести определенные договором повинности или уплачивать определенный оброк. Никто из помещиков этим законом не воспользовался. В 1847 году в Киевской, Волынской и Подольской губерниях были введены так называемые инвентарные правила, по которым было определено то количество земли, которое помещики должны были предоставить крестьянам, и установлены размеры крестьянских повинностей. Аналогичное устройство было введено в 1846 году в губерниях Царства Польского (где крестьяне получили личную свободу, но без всяких земельных прав, по декрету Наполеона в 1807 году). В 1837-1838 годах для управления "государственными имуществами" (включая казенных крестьян) было учреждено особое министерство государственных имуществ (до тех пор казенные крестьяне находились в ведении министерства финансов, которое интересовалось ими только как одним из источников казенных доходов). Министром был назначен просвещенный и гуманный генерал П. Д. Киселев, который усматривал в крестьянах не только "казенное имущество", но и живых людей и искренно и настойчиво стремился к всестороннему улучшению их положения. Органами нового министерства в губерниях были палаты государственных имуществ, губернии подразделялись на округа с окружными начальниками во главе. Волостное и сельское управление было построено на начале крестьянского самоуправления. Первой его инстанцией был сельский сход, состоявший из выборных (по два от каждых 10 дворов). Сход выбирал уполномоченных на волостной сход, сельского старшину (который подлежал утверждению палатой государственных имуществ) и члена "сельской расправы" - первой инстанции сельского суда, состоявшей, под председательством сельского старшины, из двух "сельских добросовестных". Волостной сход состоял из выборных от сельских обществ (по одному от каждых 20 дворов); он выбирал волостного голову, двух заседателей волостного правления и двух "добросовестных" "волостной расправы" (второй инстанции сельского суда). Органы крестьянского самоуправления были подчинены надзору государственных чиновников, но Киселев старался не допускать со стороны последних никаких злоупотреблений. Министерство Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow