Философская категория бытия включает в себя комплекс различных проблем.
Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма, бытие есть
наше собственное существование, непрерывная смена наших ощущений, желаний,
эмоций.
Хайдеггер: “ Понятие бытия- неопределимо”. Один вид бытия- наше собственное
существование. Бытие- самосознающее бытие человека.
Гуссерель: “ Категория бытия- то, о чем говорим и пишем”. Он заменяет понятие
бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается наука.
Жизненное миропонимание есть нечто объективное, а коррелиат сознания- продукт
творческой деятельности.
Понятие бытия превращается в психику, идеальное переживание.
Развитие науки и техники породило материальную концепцию бытия.
Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.
1. Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы
как целое бытие вещей и процессов, производимых человеком.
2. Бытие человека-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое
|
|
бытие.
3. Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.
Природное- бытие является реальностью особого типа. Она- объективная и
первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря
непреходящей форме. Важны различия между природой в целом и отдельными
сущностями.
Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта особенность не
присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они где-то
существуют, возникают; бытие сменяется небытием.
Непреходящее бытие природы представляет собой диалектику приходящего,
непреходящего, отдельных вещей.
Вторая природа - совокупность предметно-вещественных ценностей, производимых
людьми.
Материал предметов второй природы - материал первой (независим от человека).
С другой стороны- в предметах второй природы воплощены знания и труд
человека. Бытие предметов и процессов второй природы представляет собой
нерастворимое единство природного материала и человеческой деятельности.
Будучи созданными в качестве особой реальности, они являются результатом
творчества.
Другая специфика бытия второй природы- новая реальность- социально-
историческое цивилизованное бытие.
Первая природа дана каждому человеку поколением реальных людей, вещи и
процессы преобразованы, произведены людьми и бытие этих вещей как бы стоит на
грани бытия первой природы и человеческого мира.
Вместе с тем вторая природа - относительное самостоятельное бытие, особая
реальность.
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для
|
|
человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его
существования является жизнь его тела. Тело человека- тело его природы. Наличие
тела делает его конечным, смертным. В чел. Бытие первична предпосылка
существования тела> его подвластность законам наследственности и природы.,3
Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки
способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в социальном
пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы бытия: природу,
общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о единстве
многообразного мира.