История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.
Материализм кладет в основу материального производства- развитие.
Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур
индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.
Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.
Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы имеем
право говорить об определенном типе общественно-экономической формации.
В основе формации лежат:
· способ производства:
· базис и настройка
Формация -ступень исторического процесса-прогресса.
Прогресс общества- прогресс свободы.
Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к
высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все
это вторично.
Что является первичным?
Отношение к идеи общ. прогресса:
· отрицание
· релятивизация, антропоморфизм
· признание объективного характера
Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет этого
|
|
начала координат. А первичное связано с материализмом.
Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил общества,
включая развитие самого человека.
Производственные силы определяют развитие общества
· в конечном счете
· во всемирно-историческом масштабе
· в самом общем виде
· в виде основной линии прогресса
Революция в производственных силах:
· возникновение произ. экономики
· переход от ручного труда машинному
· НТР- переход от машинного производства к автоматизированному
Ручное орудие>механизм>автомат
Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная
Типы прогресса
· неантагонистический
· антагонистический
Закономерности исторического -развития
· необратимость исторического процесса
· возрастание темпов прогресса.
Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие, войны.
Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что противоречия данного
общества, какую бы степень остроты они не принимали, могут быть разрешены в
интересах всего общества, всех социальных групп. Основой антагонизма является
частная собственность на средства производства в различных ее формах.
Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри,