При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
- Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы 1. Общая тревожность в школе | Номера вопросов 2,3,7, 12, 16,21,23,26, 28, 46-58 Е=22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11 |
3. Фрустрапия потребности в достижении успеха | 1,3,6, 11, 17, 19, 25,29, 32, 35,38, 41,43 F. =13 |
4. Страх самовыражения | 27,31,34, 37,40, 45 Е=6 |
5. Страх ситуации проверки знании | 2, 7, 12, 16,21,26 Е=6 |
6. Страх не соответствовать | 3, 8, 13, 17, 22 Е=5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 Е=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях | 2, 6, 11,32, 35,41,44,47 Е=8 |
«—» | «+» |
1-10, 12-19, 21, 23,26-29,31-34, 37,40,42, 45-58 | 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39,41-44 |
- Посчитать число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; > 50%; > 75%) для каждого учащегося.
- Представить эти данные в виде индивидуальных диаграмм.
- Посчитать число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение - < 50%; > 50%; >75%.
- Представить эти данные в виде диаграммы.
- Посчитать количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
- Представить сравнительные результаты при повторных замерах.
- Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
- Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
- Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации обоих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке твоих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
2. Законспектируйте статьи из хрестоматии под ред. В.С. Мухиной Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999:
|
|
|
|
· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Школьный возраст. Побеги из дома, с. 305-308.
· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Раннее детство. Время появления страхов, с. 308-310.
· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Школьный возраст. Страх.
· А.И. Захаров. Происхождение страха, с. 311-322.
· Д. Бретт. Компульсивные дети и дети-перфекционисты, с. 324-326.
Рекомендованная литература.
Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1997.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.
Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / С.Н. Лусканова и др. М., 1995.
Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.; Воронеж, 2000.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1993.
Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбуха. Киев, 1993.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.