Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на ко­торые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соот­ветствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с клю­чом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно боль­ше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоцио­нальное состояние школьника, во многом определяющееся нали­чием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количе­ством.
Факторы 1. Общая тревожность в школе Номера вопросов 2,3,7, 12, 16,21,23,26, 28, 46-58 Е=22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11
3. Фрустрапия потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19, 25,29, 32, 35,38, 41,43 F. =13
4. Страх самовыражения 27,31,34, 37,40, 45 Е=6
5. Страх ситуации проверки знании 2, 7, 12, 16,21,26 Е=6
6. Страх не соответствовать 3, 8, 13, 17, 22 Е=5
7. Низкая физиологическая сопро­тивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28 Е=5
8. Проблемы и страхи в отношениях 2, 6, 11,32, 35,41,44,47 Е=8
«—» «+»
1-10, 12-19, 21, 23,26-29,31-34, 37,40,42, 45-58 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39,41-44
  1. Посчитать число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в про­центах: <50%; > 50%; > 75%) для каждого учащегося.
  2. Представить эти данные в виде индивидуальных диаграмм.
  3. Посчитать число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение - < 50%; > 50%; >75%.
  4. Представить эти данные в виде диаграммы.
  5. Посчитать количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
  6. Представить сравнительные результаты при повторных за­мерах.
  7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
  8. Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
  9. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состо­яние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  10. Переживание социального стресса - эмоциональное состо­яние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные кон­такты (прежде всего со сверстниками).
  11. Фрустрация потребности в достижении успеха — не­благоприятный психический фон, не позволяющий ребенку раз­вивать свои потребности в успехе, достижении высокого резуль­тата и т. д.
  12. Страх самовыражения — негативные эмоциональные пере­живания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскры­тия, предъявления себя другим, демонстрации обоих возможнос­тей.
  13. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
  14. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориен­тация на значимость других в оценке твоих результатов, поступ­ков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающи­ми, ожидание негативных оценок.
  15. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — осо­бенности психофизиологической организации, снижающие при­способляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реаги­рования на тревожный фактор среды.
  16. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в шко­ле, снижающий успешность обучения ребенка.

2. Законспектируйте статьи из хрестоматии под ред. В.С. Мухиной Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999:

· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Школьный возраст. Побеги из дома, с. 305-308.

· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Раннее детство. Время появления страхов, с. 308-310.

· Ведущие специалисты филадельфийского центра развития ребенка. Школьный возраст. Страх.

· А.И. Захаров. Происхождение страха, с. 311-322.

· Д. Бретт. Компульсивные дети и дети-перфекционисты, с. 324-326.

Рекомендованная литература.

Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1997.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.

Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / С.Н. Лусканова и др. М., 1995.

Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школь­ников. М.; Воронеж, 2000.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психо­диагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обуче­нии младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1993.

Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и кор­рекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбуха. Киев, 1993.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: