Этика И.Канта

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант(1724-1804) - один из величайших умов человечества. Он родился в городе Кенигсберге. В городе находятся его могила и памятник, у которого любят фотографироваться туристы В этом городе он прожил всю свою жизнь, здесь, после защиты четырех диссертаций стал профессором философии, а впоследствии ректором университета.

И. Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый -естествоиспытатель. Его интересовали вопросы этики, природы, предпочтение отдано астрономии, физике, географии. Первая работа молодого ученого посвящена космологии и названа "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755).

Введя в теорию познания воображение, И. Кант подтвердил, что наши знания - не мертвый слепок вещей, а духовная конструкция. Однако философ не разделял безграничной веры в силы человеческого разума. Об этом свидетельствует введенное им понятие "вещь в себе',' Это понятие стало одним из основных у И. Канта, Вещи, как они существуют сами по себе(или в себе), непознаваемы, неуловимы. Мы познаем лишь явления, или тот способ, каким "вещи в себе" воздействуют на нас. Невозможно превращение "вещи в себе" в "вещь для нас", - утверждал ученый. Сколько бы мы не проникали в глубь вещей, наше знание все же не будет знанием вещей, которые существуют сами по себе. И. Кант отрывает мир явлений от мира "вещей в себе". В таком противопоставлении заложена тенденция агностицизма - учения о непознаваемости мира. Но это и мудрое предостережение будущим поколениям - не следует претендовать науке на абсолютное знание, не следует переоценивать ее возможности. Есть такие тайны, такие сферы жизни, где наука либо бессильна, либо опасна.

В последнем разделе "Критики чистого разума" И. Кантом были сформулированы три знаменитых вопроса, обнимающих собой все духовные интересы человека:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

Теория познания Канта - это ответ на первый вопрос.

На склоне лет он дополнил эти вопросы четвертым: "Что такое человек?". Этот вопрос - главный вопрос философии Канта. Для него важнее всего был Человек - это, по его мнению, ''самый главный предмет в мире". Самосознание возвышает его над всеми другими существами. Мыслитель хотел, чтобы человеку жилось лучше, чтобы не лилась кровь, чтобы не впадал он ни в утопию, ни в иллюзии. Наверное, поэтому он старался понять и объяснить, что есть человек, каковы его способности и возможности.

"Человек по природе зол", - рассуждал ученый, но вместе с тем, он обладает задатками добра и моральное воспитание должно привести к победе добра над человеческой склонностью ко злу. Долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Моральный поступок человека определяется некоторым внутренним повелением. Только долг придает поступку моральный характер. Долг при этом не противостоит свободе. Морален только тот поступок, в котором человек свободно выбирает следование долгу. А чтобы состоялся такой выбор - человек наделен совестью. Никакие сделки с совестью невозможны.

Нравственный закон И. Кант понимает как безусловное предписание или как "категорический императив" (термин И. Канта). Этот закон требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Это значит, поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Завершающее звено философии И. Канта - идея вечного мира. Как устранить войны? Один путь - это вечный мир путем договора, другой путь - вечный покой на кладбище человечества. И. Кант близок нам своими размышлениями. Несколько веков тому назад он поднял современные проблемы, наметил их решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: