Политика «Малого Октября» Голощекина Ф.И

1925 г. XV съезд ЦК ВКП(б) объявил курс на индустриализацию страны.

Голощекин Ф.И. - первый секретарь Крайкома партии в 1925-1933 гг., проводник жестокого курса Сталина, идеи регионального вождизма. В Казахстане он проповедовал идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию».

Курс Голощекина встретил серьезное сопротивление, тогда он решил обратиться с письмом к И. В. Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И. В. Сталин дал краткий, но весьма определенный ответ, который гласил: «Тов. Голощекин! Я думаю, что политика, намеченная в настоящей записке, является в основном единственно

правильной политикой».

Идеи политики «Малого Октября»:

• Развитие промышленности на мелком и среднем уровне;

• Превращение края в сырьевую базу СССР. Этот курс он выдвигал в 1927 году и утвердил в 1930 году на VI Краевой партийной конференций. Кандидат в члены Политбюро А. А. Андреев на конференции выступил с поддержкой курса Ф. Голощекина.

Оппозиция Голощекину.

С. Садуакасов, один из лидеров оппозиции курсу «Малый Октябрь», отстаивал идею:

• Приближения промышленности к источникам сырья.

• Развитие тяжелой промышленности края

В ходе дискуссии о путях индустриализации в Казахстане выявились полярные точки зрения:

• одни полагали, что переход от «верблюда к социализму» невозможен и насаждение фабрик и заводов в степи является «сверхъестественным», подорвет «национальную самобытность»

другие считали, что «казахизация удорожает производство», с казахами «промфинплан не

выполнишь» и т.д.

Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости

пересмотра колониальной структуры экономики края, прежде всего, в промышленности в

ходе осуществления индустриализации (С.Садуакасов, Ж.Мынбаев и др.), квалифицировались Голощекиным, И.Курамысовым иих сподвижниками как проявление местного национализма, а призывы некоторых экономистов из планирующих органов о темпах индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов - как проявление великодержавного шовинизма.

Субъективизм в теории и командно-волевые методы на практике исключали возможность

изучения альтернативы движения республики к социализму.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук:

• Экспедиция академика Н. С. Курнакова - изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана, которая в результате своих исследований доказала, что Казахстан является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза».

• Экспедиция академика И.М.Губкина - изучала Урало-Эмбенский нефтяной район, пришли к выводу, что это месторождение - одна из богатейших нефтяных областей страны.

• Экспедиция инженер-геолога К. И. Сатпаева - произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона.

Крупные стройка индустриализации -Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль.

• 1927 г. - начало строительства Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали:

южное направление со станции - Луговое и северное - со станции Семипалатинск

• 28 апреля 1930 года - завершение строительства магистрали, северный и южные участки сомкнулись на ст. Айнабулак.

• С января 1931 г. - Турксиб введен в постоянную эксплуатацию.

Руководители Турксиба:

• Шатов B.C. - начальник строительства:

• Нурмаков Н. - председатель комиссии по содействию Турксибу Совнаркома республики Н. Нурмаков;

• Рыскулов Т. - председатель специального комитета содействия постройке Турксиба при

правительстве РСФСР.

Ход стройки:

• На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10.000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

• Семиреченская дорога, один из участии Турксиба длиной в 266,5 км, была построена за семь месяцев, т.е. в сутки укладывали примерно 1500 м путей.

• Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану

Государственное и социально-экономическое значение Турксиба:

1.Турксиб - одна из ударных народных первой пятилетки;

2.Соединила Среднюю Азию с районами Сибири;

3.Повлияла на подъем экономики и культура восточных районов страны;

4. Стала школой воспитания и мужания рабочего класса Советского Казахстана.

5.Проявление трудового героизма людей, числе рядовых строителей были Д. Омаров, прошедший впоследствии путь до начала Турксиба, Т. Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальнике треста «Казахтрансстрой».

Промышленные гиганты, построенные в годы индустриализации:

• шахты Караганды;

• нефтепромыслы Эмбы;

• Чимкентский свинцовый завод;

• Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты;

• полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае;

• Актюбинский комбинат;

• Тепло и гидроэлектростанции;

• предприятия промышленности строительных материалов.

Экономические связи между промышленными районами:

• В предвоенные годы сырьевой регион Центральный Казахстан снабжал рудой, миллионом, углем промышленные предприятия Южного Урала.

• Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири.

• Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан за ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов.

• Нефтяная Эмба, по существу являлась частью новой нефтяной базы — «второй Баку» создаваемой между Волгой и Уралом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: