№ п.п.
| Тема лекций по разделам
| Кол-во часов
| Неделя
| Литература
|
1.
| Языкознание как наука.
Цели и задачи курса «Введение в языкознание».
Языкознание в системе научных дисциплин.
Связь языкознания с другими науками. Аспекты и школы современного языкознания.
|
2/1
|
1 -я
|
5, 6
|
2.
| Язык и речь.
Соотношение языка и речи.
Язык как знаковая система.
Языковые единицы и языковые отношения.
Функции языка и речи.
|
2/1
|
2 -я
| 5, 6,10, 11,32
|
3.
| Сущность языка.
Язык как социальное явление.
Язык и сознание, речевая деятельность и мышление.
Система и структура языка.
Понятие языковой картины мира и языковой личности.
|
2/1
|
3-я
| 5,6,812,14,16, 20,21,
29,30,31,18,19
|
4.
| Происхождение языка и этапы его развития.
Язык как историческая категория. Происхождение языка. Научные теории о происхождении языка. Звукоподражательная, междометная, социальная, материалистическая теории.
|
2/1
|
4 -я
| 5,6
|
5.
| Историческое развитие языков.
Интеграция и дифференциация языков. Исторические изменения в звуковой стороне, словарном составе и грамматическом строе языков. Возникновение родоплеменных языков. Социальные, профессиональные диалекты.
|
2/1
|
5 -я
| 5,6,17, 2
|
6.
| Возникновение и развитие литературных языков. Признаки литературного языка. Нормативность, внетерриториальность, фиксированность. Литературно-письменные языки донациональной эпохи. Особенности национальных литературных языков.
|
2/1
|
6 -я
| 5,6,17
|
7.
| Развитие языков в условиях многонациональных государств. Языковая политика. Законы о языках Республики Казахстан. Искусственные международные языки. Эсперанто
|
2/1
|
7 -я
| 11,22
|
8.
| Фонетика.
Звуки речи. Акустические свойства звуков. Акустическая классификация звуков. Артикуляционная фонетика. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Дифференциальные признаки фонемы. Орфоэпия. Стили произношения.
|
2/1
|
8 -я
| 5,6,29,30,31
|
9.
| Письмо.
Происхождение письма и основные этапы его развития. Пиктография. Идеография. Фонография. Алфавит, графика, орфография. Транскрипция и транслитерация.
|
2/1
|
9 -я
| 5,6
|
10.
| Лексикология.
Лексема и лексическое значение. Понятие и признаки слова. Семантическая структура слова. Типы ЛЗ. Фразеологизмы;
ЛСГ слов. Происхождение и пополнения словарного состава;
д) Лексикография.
|
2/1
|
10 -я
| 5,6,29,30,31
|
11.
| Словообразование.
Понятие морфемы. Типы морфем. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Грамматика, ее разделы и единицы: основные понятия морфологии: ГФ, ГЗ, ГК, парадигма, формальный класс части речи.
|
2/1
|
11 -я
| 5,6,29,30,31
|
12-13.
| Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, ССЦ.
|
2/1
|
12-13 -я
| 5,6,29,30,31
|
14.
| Классификация языков:
Типологическая классификация языков: понятие о типе языков. морфологическая классификация языков
|
2/1
|
14 -я
| 5,6, 7,9
|
15.
| Генеалогическая классификация языков: родство языков и сравнительно-исторический метод, индоевропейская семья языков.
|
2/1
|
15 -я
| 5,6, 9
|
| ВСЕГО:
| 30/15
|
|
|
№п.п.
| Тема занятия и содержание
| Кол-во часов
| Неделя
| Форма проведения
|
| Современное языкознание как предмет науки.
|
|
1 -я
| Письменно ответить на вопросы, конспект
|
| Теоретические основы развития современного языкознания
|
|
2 -я
| Работа с книгой, составить обзор
|
3.
| Характеристика фонемы и ее вариантов. Варианты фонемы в сильной и слабой позициях.
|
| 3-я
| Выполнение письменной работы.
|
4.
| Наблюдения за многозначными словами. Употребление многозначных слов в тексте. Работа со словарями.
|
| 4-я
| Работа с текстом.
|
5.
| Выделение и определение типов фразеологизмов. Фразеологизмы русского языка и их соответствия в казахском языке.
|
| 5-я
| Работа со словарями.
|
6.
| Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов.
|
| 6-я
| Выполнение самостоятельной работы.
|
7.
| Склонение и спряжение в русском и казахском языках.
|
| 7-я
| Сопоставительный анализ.
|
| Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
|
| 8-я
| Анализ текста
|
9.
| Языковая норма и вариативность. Орфоэпические ошибки в русском и казахском языках.
|
| 9-я
| Привести примеры ассистемности языка
|
| Природа и сущность языкового знака.
|
| 10 -я
| Реферат, выполнить задания
|
11.
| Менталингвистика: язык и мышление.
|
| 11 -я
| Письменная работа
|
12.
| Социолингвистика. Язык и общество. Современное историческое языкознание.
|
| 12-я
| Конспектирование
|
13.
| Современное историческое языкознание. Составление лингвистической карты мира и картотеки родственных языков.
|
| 13-я
| Составление картотеки и карты.
|
14.
| Характеристика языков, функционирующих в Казахстане, по типологическим признакам.
|
| 14-я
| Составление схем, таблиц.
|
15.
| Генеалогическая и типологическая классификация языков.
|
| 15 -я
| Письменно ответить на вопросы
|
| Всего
|
|
|
|