Психологическая константность правового регулирования

Правовое регулирование жизнеобеспечения общества при всей исключительной изощренности изысканий правоведов сво­дится к одним и тем же психологическим реалиям: перераспре­делению физического, экономического, правового и информаци­онного пространства уже в новых поколениях людей на опера­тивных исторических интервалах или между новыми этносами в стратегические, или, иначе говоря, исторические, периоды. Не так давно мне пришлось оказаться на том месте, где менее ве­ка назад стояло множество огромных домов, хозяйственных по­строек, работало, радовалось жизни множество людей. Это было известно из рассказов близких, и я располагал фотогра­фиями этой местности, сделанными в 1902 г. Когда я приехал туда, то нашел заросший травой пустынный берег. Ничто не напоминало ни о людях, когда-то здесь живших, ни о их жи­лищах и, тем более, образе жизни. За эти годы произошло то самое перераспределение жизненного пространства, заставившее его обитателей рассеяться по свету, потеряв и право, и собст­венность на это пространство (возможно, и память о былом).

Стремление к идеальной политике — это стремление к бы­тию, гарантирующему такое экономическое, юридическое, обра­зовательное жизнеобеспечение общества, которое позволяло бы адекватно регулировать необходимое качество и количество вос­производимого населения. Для каждого времени, каждой тер-

ритории и культуры критерии качества и количества воспро­изводимого населения непостоянны. Соответственно технико-экономическим возможностям государства по обеспечению об­мена энергией и веществом среди людей изменяются представ­ления об идеальной политике. При этом общество вынуждено исходить из своих природных и экономических возможностей, а не из потребностей людей, что собственно, и создает пробле­му политического конфликта между субъектами политики (ис­пользующими власть) и объектами политики (повинующимися власти).

Например, рождаемость в США с конца XVIII в. снизилась, а в годы экономического кризиса 30-х годов резко упала. Дли­тельный подъем рождаемости после Второй мировой войны (с 1945 по 1957 г.) получил в истории название «бэби-бума» (в 1936 г. коэффициент рождаемости был равен 18,4, в 1952— 25,0). С 1957 г. началось его неуклонное снижение, которое продолжается до сих пор (в 1976—14,5). Принято объяснять это действием структурных факторов: изменениями доли моло­дых женщин в составе населения, уровня бесплодия, брачности и т. п. (Население мира. М., 1989. С. 98—99). Кроме этих, не­сомненно, верных объяснений, может быть, надо иметь в виду совпадение кривой рождаемости с ростом энергопотребления и других ресурсов. При годовом росте потребления электроэнер­гии 4,1% потребуются среднегодовые капиталовложения в раз­мере 130 млрд долл. США.

Проблема регулирования прироста населения является пря­мым следствием темпов развития потребления и имеет резуль­татом соответствующие законопроекты, регулирующие воспроиз­водство населения косвенным образом. Исполнительный дирек­тор Экономической комиссии МКСОР для Африки прямо гово­рит, что «демографический феномен является сердцевиной за­дач африканского развития. Имеющиеся данные заставляют большинство аналитиков предполагать, что кризис в Африке сохранится и углубится. Нет сомнения в том, что правительст­ва африканских стран должны безотлагательно и строго про­водить в жизнь более перспективную демографическую полити­ку. Одним из вопросов, требующим дальнейших исследований, является вопрос об использовании налоговой системы в каче­стве средства для контроля над ростом населения и сокраще­ния миграции между сельской местностью и городами. Для со­кращения роста населения не следует ли семьям, не имеющим детей, предоставить налоговый стимул и налоговую передышку? Следует ли вводить налоговый штраф на каждого ребенка по­сле превышения установленного числа детей, учитывая, что на­логовая система не решила проблему миграции населения?» («Наше общее будущее». Доклад международной комиссии по окружающей среде (МКОСР). М., 1989. С. 105). Не давая оцен­ки таким соображениям, необходимо иметь в виду психологиче-

ский смысл законодательства, связывающий потребление и воз­можности производства через законодательную ее регламен­тацию.

Попытки разработать систему идеального правового регу-

 
 


Рис. 2.7. Схема системно-психологического анализа правового регулирования

при идеальной политике.

Функции элементов системы:

А. Контроль исследований картины мира («психические состояния инди­видуальности»).

Б. Контроль мировоззрения («психические состояния личности»).

В. Контроль образа жизни («психические состояния индивида»).

Г. Контроль жизненной позиции («психические состояния субъекта»).

Д. Регулирование образования и воспитания («гуманитарные состоя­ния»).

Е. Регулирование госуправления («мотивационные состояния»).

Ж. Регулирование общественной жизни («эмоциональные состояния»).

3. Регулирование производства и быта («практические состояния»).

лирования жизнеобеспечения общества довольно многочислен­ны. В качестве примера можно привести Конституцию США. принятую 17 сентября 1787 г. Она отражает реалии того вре­мени, территории, особенностей населения, уровня развития производства и других ценозов. Статья I содержит положения, регулирующие физическое пространство: ее 8-й раздел — эко­номическое, статья II — правовое, статья IV — информационное. Если внимательно всмотреться в ее текст, то можно обнару­жить в нем закрепление правил поведения граждан США в различных видах жизненного пространства, правил, рассеянных по разным частям, разделам, статьям этого законодательного документа. Существо всех поправок и дополнений сводится к согласованному со всеми и принятому всеми распределению жизненного пространства. Схематически правовое регулирова­ние при идеальной политике представлено на рис. 2.7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: