Правовое регулирование жизнеобеспечения общества при всей исключительной изощренности изысканий правоведов сводится к одним и тем же психологическим реалиям: перераспределению физического, экономического, правового и информационного пространства уже в новых поколениях людей на оперативных исторических интервалах или между новыми этносами в стратегические, или, иначе говоря, исторические, периоды. Не так давно мне пришлось оказаться на том месте, где менее века назад стояло множество огромных домов, хозяйственных построек, работало, радовалось жизни множество людей. Это было известно из рассказов близких, и я располагал фотографиями этой местности, сделанными в 1902 г. Когда я приехал туда, то нашел заросший травой пустынный берег. Ничто не напоминало ни о людях, когда-то здесь живших, ни о их жилищах и, тем более, образе жизни. За эти годы произошло то самое перераспределение жизненного пространства, заставившее его обитателей рассеяться по свету, потеряв и право, и собственность на это пространство (возможно, и память о былом).
|
|
Стремление к идеальной политике — это стремление к бытию, гарантирующему такое экономическое, юридическое, образовательное жизнеобеспечение общества, которое позволяло бы адекватно регулировать необходимое качество и количество воспроизводимого населения. Для каждого времени, каждой тер-
ритории и культуры критерии качества и количества воспроизводимого населения непостоянны. Соответственно технико-экономическим возможностям государства по обеспечению обмена энергией и веществом среди людей изменяются представления об идеальной политике. При этом общество вынуждено исходить из своих природных и экономических возможностей, а не из потребностей людей, что собственно, и создает проблему политического конфликта между субъектами политики (использующими власть) и объектами политики (повинующимися власти).
Например, рождаемость в США с конца XVIII в. снизилась, а в годы экономического кризиса 30-х годов резко упала. Длительный подъем рождаемости после Второй мировой войны (с 1945 по 1957 г.) получил в истории название «бэби-бума» (в 1936 г. коэффициент рождаемости был равен 18,4, в 1952— 25,0). С 1957 г. началось его неуклонное снижение, которое продолжается до сих пор (в 1976—14,5). Принято объяснять это действием структурных факторов: изменениями доли молодых женщин в составе населения, уровня бесплодия, брачности и т. п. (Население мира. М., 1989. С. 98—99). Кроме этих, несомненно, верных объяснений, может быть, надо иметь в виду совпадение кривой рождаемости с ростом энергопотребления и других ресурсов. При годовом росте потребления электроэнергии 4,1% потребуются среднегодовые капиталовложения в размере 130 млрд долл. США.
|
|
Проблема регулирования прироста населения является прямым следствием темпов развития потребления и имеет результатом соответствующие законопроекты, регулирующие воспроизводство населения косвенным образом. Исполнительный директор Экономической комиссии МКСОР для Африки прямо говорит, что «демографический феномен является сердцевиной задач африканского развития. Имеющиеся данные заставляют большинство аналитиков предполагать, что кризис в Африке сохранится и углубится. Нет сомнения в том, что правительства африканских стран должны безотлагательно и строго проводить в жизнь более перспективную демографическую политику. Одним из вопросов, требующим дальнейших исследований, является вопрос об использовании налоговой системы в качестве средства для контроля над ростом населения и сокращения миграции между сельской местностью и городами. Для сокращения роста населения не следует ли семьям, не имеющим детей, предоставить налоговый стимул и налоговую передышку? Следует ли вводить налоговый штраф на каждого ребенка после превышения установленного числа детей, учитывая, что налоговая система не решила проблему миграции населения?» («Наше общее будущее». Доклад международной комиссии по окружающей среде (МКОСР). М., 1989. С. 105). Не давая оценки таким соображениям, необходимо иметь в виду психологиче-
ский смысл законодательства, связывающий потребление и возможности производства через законодательную ее регламентацию.
Попытки разработать систему идеального правового регу-
Рис. 2.7. Схема системно-психологического анализа правового регулирования
при идеальной политике.
Функции элементов системы:
А. Контроль исследований картины мира («психические состояния индивидуальности»).
Б. Контроль мировоззрения («психические состояния личности»).
В. Контроль образа жизни («психические состояния индивида»).
Г. Контроль жизненной позиции («психические состояния субъекта»).
Д. Регулирование образования и воспитания («гуманитарные состояния»).
Е. Регулирование госуправления («мотивационные состояния»).
Ж. Регулирование общественной жизни («эмоциональные состояния»).
3. Регулирование производства и быта («практические состояния»).
лирования жизнеобеспечения общества довольно многочисленны. В качестве примера можно привести Конституцию США. принятую 17 сентября 1787 г. Она отражает реалии того времени, территории, особенностей населения, уровня развития производства и других ценозов. Статья I содержит положения, регулирующие физическое пространство: ее 8-й раздел — экономическое, статья II — правовое, статья IV — информационное. Если внимательно всмотреться в ее текст, то можно обнаружить в нем закрепление правил поведения граждан США в различных видах жизненного пространства, правил, рассеянных по разным частям, разделам, статьям этого законодательного документа. Существо всех поправок и дополнений сводится к согласованному со всеми и принятому всеми распределению жизненного пространства. Схематически правовое регулирование при идеальной политике представлено на рис. 2.7.