Вызываемых изменением параметров жизненного пространства

1. Регулирование информационного пространства выступает под различными названиями статей разных конституций: пра­во на свободу мысли (А), право на образование (Д). Здесь со­четается, с одной стороны, получение нового знания в различ­ного рода научных исследованиях по всему спектру наук, а с другой — возможность их беспрепятственной и поощряемой пе­редачи в процессе подготовки кадров для ассимиляции старого опыта и жизнедеятельности в новых условиях жизнеобеспече­ния. В реальной политике по многим причинам могут обнару­живаться противоположные правовые действия: преследование за инакомыслие (1) и запрет на собрания (2). Обнаружение исследователем истины не только не означает во многих слу­чаях признательности общества, всяческой поддержки и немед­ленного применения плодов открытия на практике, а, наоборот, он становится объектом преследования и изоляции. Причин для того много: банальное непонимание современников, как это слу­чилось с врачом И. Земмельвейсом, открывшим в 1847 г. метод антисептирования и умершим в 1867 г. в психиатрической боль­нице непризнанным и гонимым; научная конкуренция, жертвой которой стал Л. В. Соболев, открывший в 1900г. направление лечения диабета инсулином за 21 год до Бантинга и Маклауда, но лишенный руководством Военно-медицинской академии возможности продолжать свои исследования и т. д. Излишне

упоминать в связи с этим имена Галилея, Дж. Бруно, Копер­ника, А. Чижевского и многих других выдающихся мыслителей. Быть первооткрывателем скорее опасно, чем престижно, его ожи­дает чаще шельмование и осуждение, нежели чествования и вознаграждение. Реальная политика руководствуется требова­ниями текущей реальной ситуации и нечасто заглядывает в бу­дущее, в последствия своих действий, чем сильно отличается от идеальной политики, которую удается реализовывать на очень коротких интервалах времени (см. рис. 2.8).

В этой области в основном сосредоточены проблемы психо­логии индивидуальности. Нет необходимости перечислять име­на выдающихся философов, математиков, физиков и др. В одном ряду с ними стоят имена выдающихся педагогов, начиная от выдающихся деятелей древнегреческой школы, создателей сов­ременной системы образования, каждый из которых характери­зовался в первую очередь как индивидуальность. Кроме всего прочего, этих людей помнят еще и потому, что их некоторые поведенческие особенности можно прямо связать со специфиче­скими для них психическими состояниями (гуманитарными), обусловленными интенсивными поисками информации, установ­лением ее истинности, доказательством ее валидности и т. п. К гуманитарным относятся антонимичные пары состояний (87):

терпимость — принципиальность (состояние, вызываемое ре­акцией на прагматичность информации, необходимой и доста­точной для получения реального результата);

расположенность— критичность (состояние, вызываемое ре­акцией на доказательность информации, достоверной и ясной для ее получателя);

общительность — замкнутость (состояние, вызываемое реак­цией на конструктивность информации, организованной по со­гласованным правилам и предназначенной для практической реализации);

комформность — фанатичность (состояние, вызываемое реак­цией на рациональность информации, представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественной це­ли) (см. схему 2.1).

Психические состояния этого вида являются реакцией на психологические качества информации, составляющей содержа­ние информационного пространства, описанные в 1.8.

2. Физическое пространство регулируется законами о праве предпринимательской деятельности (В) и праве на жилище (Е). Надо ли говорить, что только обладание физическим про­странством, «Землей», позволяет создать потребительную стои­мость: от материального характера до информационного или эстетического. Совершенно излишне доказательство крайней по­требности человека в жилище, без которого вообще невозмож-

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 2.8. Схема системно-психологического анализа правового регулирования

в реальной политике.

Функции элементов системы:

1. Наукократия — власть знающих над незнающими.

2. Демократия — власть большинства над меньшинством.

3. Партократия — власть организованных над неорганизованными.

4. Райтократия — власть пишущих над читающими.

5. Технократия — власть умеющих над неумеющими.

6. Бюрократия — власть уполномоченных над неуполномоченными.

7. Автократия — власть сильных над слабыми.

8. Плутократия — власть имущих над неимущими.

 
 


Схема 2.1. Связь психических состояний и видов жизненного про­странства.

ны жизнь человека и выживание всего общества. Реальная по­литика не всегда в состоянии обеспечить права человека в пол­ном объеме и прибегает к монополии на производство многих видов продуктов, деятельности и пр. (2). Кроме того, пробле­мы неравномерного распределения условий жизнеобеспечения, опасности распространения преступности, боязнь политической нестабильности вынуждают вводить систему прописки по месту жительства и систему прикрепления людей к рабочим местам при помощи трудовых книжек (6). Для человека это прежде всего проблема как для индивида — с его конкретным типом телосложения, полом, возрастом. Степень правовой разрешенности проблемы физического пространства вызывает соответст­вующие психические состояния (эмоциональные), которые из личных феноменов могут очень быстро перерастать в полити­ческие явления. Эти психические состояния побуждали к завоевательским войнам, географическим открытиям, освоению новых земель и пр. Эмоциональные состояния включают в себя:

любопытство—скуку (состояние, вызываемое материальны­ми или человеческими ресурсами, более или менее известными и понятными);

готовность — растерянность (состояние, вызываемое мерой собственных сил и средств, необходимых для желаемого пове­дения);

дружелюбие — враждебность (состояние, вызываемое стремлением включиться в распределение в обществе материальных, информационных, управленческих, эстетических ценностей);

сытость — голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворе­ния органических потребностей человека).

Психические состояния этого вида вызываются функциониро­ванием в основном психофизиологических механизмов поведе­ния человека, активизируемых представлениями о его целесооб­разности.

3. Собственно правовое пространство регулируется правом на свободу совести (В) и правом на жизнь (Ж). Только в слу­чае установления порядка в этих областях жизнеобеспечения можно вообще говорить о каком-либо правовом регулировании. При наличии четко регламентированных отношений между людьми, юридической предопределенности деятельности каждо­го члена общества, гарантий защиты своей жизни и своего пра­ва влиять на властные структуры развиваются специфические психические состояния (мотивационные).

В реальной политике по множеству причин общество уже­сточает требования к людям, вводя в той или иной форме однопартийную систему и используя в качестве меры устраше­ния нарушителей закона смертную казнь. В отсутствие этих со­стояний или их подавленности из-за правового произвола исче­зает всяческая мотивация к деятельности, «разлагаются» моти-

вы гражданского поведения, которое может обратиться в анти­общественное. Мотивационные состояния динамизируют народ­ный энтузиазм, вызывают взрыв деловой и трудовой активности, находятся в истоках великих открытий и достижений. Правовое пространство формирует Личность, а при размытости правового пространства приводит к ее деградации. Времена взлета зако­нодательства и его падений периодически повторяются при каждом переходе в новое «политическое поле». Ю. Торвальд пишет, что «во Франции в 1810 г. из-за наполеоновских войн ослабли все социальные связи и волна преступлений грозила затопить весь Париж. Парижские улицы стали в то время под­линным раем для многочисленных воров и грабителей» (Тор­вальд Ю. Век криминалистики. М., 1984. С. 19). В 30-х годах XIX в. то же самое происходило в Лондоне. Из-за своеобраз­ного понимания свободы Англию буквально поглотила трясина преступлений, насилия и беззаконий (Там же. С. 53). Труды выдающихся деятелей правопорядка: основателя уголовной по­лиции Видока, Бертильона — создателя службы идентификации преступников, книга Френсиса Гальтона «Отпечатки пальцев» (1893) и другое обусловлено стремлением организовать право­вое поле, что и было весьма успешно на какое-то время сде­лано. В группу мотивационных состояний входят:

симпатия—антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешен­ности статики и динамики проявления его природных и куль­турных характеристик с проявлением своих собственных харак­теристик);

синтонии—асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерно­сти его чувств, представлений, мыслей, восприятий действи­тельности со своими собственными чувствами, представлени­ями, мыслями, восприятием);

восхищения и возмущения (состояние, вызываемое восприя­тием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, своей собственной пластики и тональности);

любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в ее соизмеримости по признакам кратности усилий в совместных действиях и их согласованно­сти во временном масштабе) (Свешникова Н. О. Использова­ние принципов гармонического целого для интерпретации гу­манитарных состояний//Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6, 1987. Вып. 3. № 20).

Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармо­нии, обнаруживаемой в его процессе (22).

4. Экономическое пространство регулируется под влиянием

права на труд (3) и на свободу информации (Г). Право на труд не требует специального обсуждения, поскольку широко известно, что обществу время от времени приходится изменять законодательные основания побуждения людей к труду: от вульгарного физического принуждения под страхом смер­ти или насилия до юридического закрепления за владель­цем средств и предметов труда или экономического принуждения под лозунгом: «Кто не работает — тот не ест». Проблема права на труд чрезвычайно неоднозначна. В реальной политике при распаде системы трудового стиму­лирования из-за военных или стихийных бедствий обществу приходится прибегать к введению трудовой повинности (8) и цензуры, перехвата телефонных и иных переговоров (4). В тру­де сочетаются и естественное стремление человека работать, и уклонение его от труда при неблагоприятных стечениях со­циальных обстоятельств. Субъект труда, формирующийся в процессе создания и обмена потребительной стоимости в эко­номическом пространстве, испытывает состояния, именуемые праксическими (85,86):

энергичность — утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенной целью и средствами деятельности, но, вероятно, потребующее продолжительных усилий для получения результата);

расслабленность — напряженность (состояние, появляюще­еся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но, возможно, с неопределенными средствами ее исполнения, что потребует существенных усилий по поиску ин­формации);

спокойствие — тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но, возможно, с неясно определенными целью и избираемыми для ее достиже­ния средствами, что может привести к утрате авторитета, при­знания и пр.);

хладнокровие — стресс (состояние, возникающее в деятель­ности, где точно определена ее цель, но может быть ничего не­известно о средствах ее выполнения и результате, который мо­жет оказаться опасным для здоровья).

Психические состояния этого вида возникают как реакция на целевое и материально-информационное обеспечение рас­ходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности и ее результативность.

Психологические достижения Ф. Тейлора, Г. Форда, Д. Макгрегора, Ф. Херцбергера решали не только проблему органи­зации производства, но и открывали новые психологические методы побуждения к труду, которые позднее принимали фор­му юридических законов (Юрьев А. И. Теоретические и мето­дологические основы эргономики//Эргономика. Л., 1988. С. 45—73). Право на информацию не является необязательным

приложением к жизнеобеспечению человека. Экономика невоз­можна без формирования потребительской мотивации, созда­ния стандарта жизни, мотивации к различным формам обще­ственно полезного поведения, без рекламы в прямом и пере­носном смысле, без сведений о том, как, где, при каких усло­виях может быть достигнут эталон экономического благополу­чия. Ближайшим примером является теле- и газетная пропа­ганда экономического уровня и образа жизни в развитых про­мышленных странах. Она поставила под сомнение у населения правильность общественно-политического устройства СССР. Право на свободу информации и на труд формирует человека как субъекта — носителя волевых качеств, когнитивных про­цессов, определяет его аффективную сферу и весь комплекс эталонов восприятия окружающей действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: