Книга, только что прочитанная или пролистанная читателем,— первая монография по политической психологии, написанная психологом на русском языке. Естественно, в ее основу были положены идеи отечественных психологов, высказанные на рубеже веков В. М. Бехтеревым, Э. К. Пименовой, С. И. Смирновым, В. А. Поповым, Н. К. Михайловским, Л. Н. Войтоловским, В. К. Случевским и др. Естественно также, что на ней сказалось влияние исследований последних десятилетий, которые велись в Ленинградском — С.-Петербургском университете Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, А. А. Крыловым, В. А. Ганзеном, Г. В. Суходольским, Е. С. Кузьминым, А. Л. Свенцицким и др. Создание монографического исследования было бы невозможно без тщательного знакомства с опытом зарубежных коллег, работающих в рамках Международной организации политических психологов (ISРР):.J. N. Knytson, М. G. Hermann, S. А. Renshon и др., на чьи работы приводятся ссылки в тексте и списке литературы. В трудах зарубежных ученых содержится все необходимое для обеспечения практической и теоретической работы в области психологии политики. Но мир изменяется. За последние десятилетия человечество узнало и пережило больше, чем за всю предыдущую историю. Произошел информационный взрыв. Мы, словно пассажиры «исторического поезда», подъезжаем к конечной станции нашего назначения и видим первые очертания того будущего, к которому стремились наши великие предшественники. Они и мечтали об этой поездке, и заранее переживали ее трудности, и предполагали, каким именно будет мир, современниками которого мы являемся. Они многое предсказали, но многое оказалось непредвиденным.
|
|
Сегодня мы осознали, что все в этом мире взаимосвязано: что он имеет очень хрупкое равновесие, которое чрезвычайно опасно нарушать в погоне за удовлетворением своих неограниченных потребностей и политических амбиций; что все в ми-
ре находится во взаимном соподчинении, и попытка бессовестно выиграть насилием в одном месте оборачивается проигрышем в ответном возмездии; что направление развития современной цивилизации поставило нас перед необходимостью соизмерять физические возможности челевеческой природы, окружающей среды и психологической «неограниченности» человека; что все в истории человечества повторяется как опыт ушедших поколений и как открытия их потомков; что наша жизнь представляет собой единство космоса, планетарных условий, организации общественной жизни человечества. Нам придется изменить свое отношение к этому миру, свое поведение в нем, выработать новую психологию трудовой и политической деятельности.
|
|
Сегодня в России Африка уже никому не представляется бесконечно далекой, необитаемой страной, куда мальчишки мечтают убежать из дома охотиться на слонов. Уже никому в Европе не приходит в голову пуститься на каравеллах в плавание через Атлантику, чтобы в пустынных прериях Америки начать новую жизнь. И мечта Жюля Верпа о «Наутилусе» обернулась гибелью атомных подводных лодок, буквально заминировавших Мировой океан на много лет вперед. И жизнь на Марсе, полет на Луну перестали быть тайною, так волновавшей наших учителей. Но все эти достижения не принесли психологического облегчения, душевного комфорта, мирового порядка. Словно бы не то, не там и не в том искали. Оказавшись в 1991 г. на пороге нелепой новой войны за жизненное пространство, мы должны увидеть нашу жизнь с иной стороны и ответить на вопрос: каким образом связаны наши труд и политика с сопровождающими их психологическими феноменами? Что нужно сделать, чтобы они оказались в гармонических отношениях? В поисках ответа нам пришлось вводить новые психологические понятия, модели, системы, которые предназначены только для нужд политической психологии и не претендуют ни на что иное. Их назначение — предложить направление, а что окажется правильным, полезным, рассудит читатель и время. Важна идея, способ понимания гармонического соотношения политических явлений и психологических феноменов, а не частности, которые не должны стать определяющими суть вопроса политической психологии. Кто помнит теперь, что даже создатель теории «исчисления бесконечно малых» И. Ньютон называл интеграл «флюэнтой», а производную функцию — «флюксией»? То, что В. Г. Лейбниц назвал всем известным дифференциалом, И. Ньютон именовал «моментами»? (Хрестоматия по истории математики / Под ред. А. П. Юшкевича. М., 1977. С. 96—98).
В области теории политической психологии я был поставлен перед необходимостью выделить психологический компонент политики и ввести понятия политического явления как
объекта исследования и психологического феномена как предмета изучения. В совокупности они и составили целостную систему политической психологии, которая не противоречит известным представлениям о ней (табл. 1.2). Множество общественных явлений я дифференцировал на «явления политические» и «дополитические» — по признаку отношения к власти. Ориентация политических явлений в одних случаях на высшие психические функции человека (мышление, волю, мораль), а в других — на низшие (аффект, животные потребности) вынуждает квалифицировать их как результат адекватной политики в первом случае и неадекватной во втором.
Особое значение имело описание политической работы как одного из видов профессиональной трудовой деятельности, являющегося элементом общей системы жизнеобеспечения общества (рис. 2.1). Все жизнеобеспечение, куда включена и политика, была описана мной как система гелио-, гео-, био-, психо-, полито-, техно-, консо-, культуроценозов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих кругооборот энергии, информации, вещества в жизнедеятельности общества. Мне хотелось избежать упрощенного понимания политики как управления поведением граждан в соответствии с уставами, программами, рожденными в терминологических спорах людей, оторванных от глубокого понимания реальных возможностей планеты и психики человека. Основные положения этих документов берут начало в природных факторах, часто диктующих ей решения. Поэтому их недопустимо изымать из целостной картины жизни, которой оперируют политики. Необходимо также учитывать в ней восприятие, чувства, волю и мышление «политического человека». По моему мнению, политическая деятельность имеет свои психологические характер и содержание труда. Они создают специфическую потребительскую стоимость в виде проекта и технологии властных отношений, которые и координируют все уровни регуляции системы жизнеобеспечения общества (рис. 2.2). Такое рассмотрение политической деятельности позволяет вести ее изучение методами, отработанными в психологии: составление психограмм, профессиограмм, выявление профессионально важных качеств (ПВК), особенностей структуры личности политика и связи ее с эффективностью деятельности и пр.
|
|
Вся разнородная масса общественно-политических движений и организаций с точки зрения «поля психологической теории» D. Маsters и системно-психологических описаний В. Ганзена представляется в книге не случайным хаосом совокупностей людей, именуемых партиями, союзами, фондами, обществами и др. Они — отображение психолого-политической системы общества. Элементы этой системы, находясь в отношениях политоценоза, аналогичного биоценозу, трансформируют свои психолого-политические особенности в философские пред-
ставления и организационные структуры. На этом основании введена психологическая классификация политических движений и партий, позволяющая понимать существо их намерений и прогнозировать их общественное поведение (см. табл. 1.4, 1.5, рис. 1.2). Множество партий в этом случае составляют некое целостное гармоничное явление, доступное для наблюдения, изучения и прогноза.
В качестве примеров политических явлений были рассмотрены: а) интеллектуальная экспансия, использующая психологические качества информации для изменения сознания человека, и б) правовое регулирование, вызывающее вполне определенные психические состояния человека через перераспределение его жизненного пространства. Отношения этих политических явлений и психологических феноменов являются основными примерами, которые иллюстрируют «Введение в политическую психологию». Чтобы пояснить смысл отношений, в книге описана система связывающих их психологических свойств информации (см. рис. 1.9). Жизненное пространство, введенное в психологию К. Левиным, было проанализировано как психолого-политическое явление, модифицируя которое, можно изменять психические состояния человека (см. рис. 2.6). При обсуждении связи политических явлений и психологических феноменов намеренно использовалась проблема психологии одиночества, широко известная в основном среди психологов и недооцениваемая политиками. Мне хотелось на этом примере продемонстрировать тонкость психологической материи, из которой произрастают мощные политические движения (см. рис. 1.4).
|
|
В конечном счете для разработки методического инструментария политической психологии возникла необходимость в более упорядоченных системных описаниях психолого-политических качеств человека. Поэтому в тексте книги появились две концепции: первая описывает систему психолого-политических качеств населения, изменяющихся в результате интеллектуальной экспансии некой политической идеи (см. схему 1.1), и вторая — систему психолого-политических состояний человека, развивающихся в ответ на изменение параметров его жизненного пространства. В тексте приведены схемы концепций и определения основных понятий (см. схему 2.1).
Политическая психология нуждается в новом методическом обеспечении своих исследований. Во-первых, потому что психология «политического человека» отличается от психологии человека, нуждающегося в медицинской помощи; абитуриента,, проходящего профессиональный психологический отбор; человека-оператора в процессе профессиональной подготовки; члена трудового коллектива в промышленной социальной психологии; человека, обратившегося за семейной консультацией, и т. п. Психологию «политического человека» определяет со-
знательное отношение к проблеме власти; сопричастность к ее осуществлению; соучастие в коллективных усилиях по удержанию власти; совместность в конкретных действиях с единомышленниками по ее захвату в массовых политических акциях. Одержимость идеей власти делает незначимыми, несущественными все психологические ценности, определяющие поведение человека в других психологических специальностях: развитие когнитивных процессов, устойчивость психики, совершенство общения и др. Во-вторых, политическая психология имеет дело не только с поведением индивидуума (субъекта и объекта политики), а с массовидными явлениями в форме митингов, толп, парламентов, забастовок, мятежей, массовых теле- и радиопрограмм и т. д. Нет нужды говорить, что поведение человека в толпе отличается от поведения одиночного человека, а состояние людей бастующих — от состояния людей работающих. И методы исследования психологии политического человека имеют существенную специфику.
Политическая психология изучает не только отдельное действие, одну конкретную ситуацию, но и эффект всей системы воздействия, формирующей психологию отношений людей с властью. Представление D. Маsters о принципах организации системы было положено в основу разработки «цикла политического процесса с обратной связью». Модель сравнивалась с близкими исследованиями М. Белбина, Д. Роденау и послужила сквозной для всей книги основой описания феноменов интеллектуальной экспансии, правового регулирования (см. рис. 1.8, 1.9, 1.10). Другой методический прием использовался для описания политической технологии «расщепления-консолидации» общества по признакам маргинальности, ментальности, партийности и конкуренции (см. рис. 2.3).
В качестве примеров экспериментальных психолого-политических исследований приведены материалы проверки описанных в книге основных теоретических положений и методических разработок. По стечению обстоятельств исследование по модели «психолого-политической стабильности» (ППС) было завершено к августу 1991 г. и позволило предположить несовместимость политического явления (ГК ЧП) и психологического феномена (психолого-политическая стабильность). Прогноз подтвердился (см. схему 2.2). Одновременно велось исследование системы психических состояний населения к августу 1991 г., связанных с перераспределением жизненного пространства в стране: физического, экономического, правового и информационного. Психические состояния населения по некоторым параметрам были близки к критическим значениям, но недостаточными для того, чтобы побуждать их к участию в акцентированных политических действиях или противостоять им. Прогноз также подтвердился (см. схему 2.2).
Книга посвящена психолого-политическим закономерностям
процессов, идущих в обществе. По моему мнению, они являются константными во времени, на всех территориях и у всех народов. На этом основании все примеры, иллюстрирующие связь психологического и политического, взяты из политической истории разных стран и времен. Тем более, что политическая история России — СССР — СНГ — Российской Федерации освещена специалистами недостаточно.
В совокупности исследование исторических хроник и собственные наблюдения, изложенные в книге, приводят к мысли, что:
1. В политике есть некоторый естественный порядок, связы-
вающий воедино и политику, и партии, и политические явле-
ния рядом непреложных закономерностей. Этот порядок сле-
дования политических явлений и связи их с соответствующи-
ми психологическими феноменами не может быть отменен во-
лей руководителей, изысканиями теоретиков политики — он
так же вечен, как система гравитационных, электромагнитных
полей Земли. Необходимо подтвердить, что политика — это на-
ука, в большей степени психологическая, чем какая-либо иная.
2. Все политические явления в большей степени зависимы,
чем независимы от природы человека, в нашем случае — от его
психологии. Поэтому первопричины политического анализа или
действия надо предварительно искать в изменениях психики
человека из-за нарушений либо внутренней, либо внешней
среды. За фасадом борьбы за источники сырья, рынки сбыта,
социальную стабильность скрываются психологические потреб-
ности людей, мотивы их поведения, их представления об устрой-
стве мира и аффективное реагирование на изменения или за-
стой.
3. Если во всем, что касается политики, есть порядок, под-
чиняющийся психологическим закономерностям, то этот поря-
док вечен и неизменен, как сам человек. И значит, политика
повторяется из поколения в поколение, выступая, правда, под
разными ликами, словами и обоснованиями, независимо от
намерений ее авторов. От психологии политики не защитится
границами, армиями, пространством. Психическое заражение
и подражание распространяется, как инфекция гриппа, и все-
проникающе, как гравитационное поле. Распад СССР нару-
шит психолого-политическое равновесие во всем мире и в не-
далеком будущем в проблемы интеллектуальной экспансии и
перераспределения жизненного пространства будут вовлечены
почти все страны мира.
4. Политика вписывается в жизнь общества естественно, органично — как ее обязательная часть. Без политики связь времен и народов была бы катастрофически нарушена. Бороться с ней, уничтожая книги, авторов, запрещая партии, так же бесполезно, как с физическими законами. Их можно постигнуть, их можно обратить во благо, но их нельзя отме-
нить декретом ни на площади средневекового города, ни в зале суперсовременного парламента. Необходимо отвергнуть соображения о вредоносности, бесполезности, бессмысленности политики и ее психологического изучения. Потеря времени в изучении политической психологии и применении ее в политической практике по жизнеобеспечению общества приведет к неоправданным потерям человеческих и природных ресурсов.
Книгу В. М. Бехтерева «Коллективная рефлексология» я прочитал на первом курсе факультета психологии университета по совету профессора Н. А. Тих. Тогда книга показалась мне чем-то вроде учебника истории — таким далеким и невозможным было все, что Бехтерев описывал. Например: «Во время общего развала в первый период русской революции происходит общее собрание офицеров, носящее страстный характер. Первым говорил генерал Амосов. Он дал жуткую картину фронта и тыла. Другие ораторы, большинство из них прибывшие с передовых позиций, подтвердили опасности положения армии. Офицер Малеванов заявил, что у нас нет власти и употребил крайне неуместное выражение в отношении правительства. В зале поднялся шум. Крики „Вон, долой, это неуважение власти, это недопустимо!" Председатель лишает оратора слова» (11. С. 179).
Тогда я подумал, что никогда наяву этого не услышу и не увижу. И очень некстати пожалел об этом, завидуя В. М. Бехтереву, который располагал столь уникальным материалом психологических наблюдений. С тех пор минуло не так уж много по историческим масштабам лет, и вот мне было суждено увидеть и услышать нечто подобное. И я жалею в этих новых обстоятельствах о том, что Бехтерева, наверное, не читали наши современники-политики; некоторые из них, возможно, даже и не ведают, что их ждет в будущем и почему события разворачиваются именно таким, а не иным образом. Хотелось бы, чтобы моя книга была полезна не только в учебе, но и в жизни, чтобы кому-нибудь и в чем-нибудь она реально помогла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Л.,
1977.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.
4. Бадаев А. Е. Большевики в Государственной думе. М.; Л., 1930.
5. Бальзак О. Утраченные иллюзии // Собр. соч. в 10-ти т. Т. 4.
М., 1983.
6. Бентам И. Тактика законодательных собраний. СПб., 1907.
7. Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991.
8. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
9. Б е р к Э. Философские исследования о происхождении наших идей
возвышенного и прекрасного. М., 1979.
10. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии.
СПб., 1911.
11. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1923.
12. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни.
СПб., 1908.
13. Бжезинский 3. Большой провал. Нью-Йорк, 1989.
14. Блюменталь Л. М. Ч. 1. Толпа, как мыслит, чувствует и дейст-
вует. Ч. 2. Разрушение и творчество в революции. СПб., 1911.
15. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М.,
1985.
16. Власть/ Под ред. В. Мшвеенирадзе. М., 1989.
17. Войтоловский Л. Н. Очерки коллективной психологии: В 2 ч.
М., Пг., 1923—1925. Ч. 1: Психология масс. 1923. Ч. 2: Психология обще-
ственных движений. 1925.
18. Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия Сталина. Политический
портрет. В 4-х кн. Ч. 2. М., 1989.
19. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989.
20. В у н д т В. Основы физиологической психологии. В 2-х т. СПб. X—
XII. Б. д.
21. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
22. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
23. Г о б б с. Избр. соч. В 2-х т. М„ 1964.
24. Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., 1987.
25. Зайончковский А. Мировая война 1914—1918 г. В 2-х т. М.,
1938.
26. Земан 3., Шарлау В. Парвус — купец революции. Нью-Йорк,
1991.
27. История дипломатии/ Под ред. В. П. Потемкина. М., 1941.
28. Кабан ее, Насс. Революционный невроз. СПб., 1906.
29. К а м ю А л ь б е р. Бунтующий человек. М., 1990.
30. К а рее в Н. История Западной Европы в новое время. СПб., 1904.
31. Корнилов А. А. Общественное движение при Александре II.
1855—1881. М., 1909.
32. Кравченко А. И. Социология труда в XX в. М., 1987.
33. К р ы л о в А. А. Организация управляющего информационного про-
цесса в системе мозга // Методология исследований по инженерной психо-
логии и психологии труда. В 2-х ч. Ч. 2. Л., 1975.
34. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управ-
ления. Л., 1972.
35. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М.,
1984.
36. Костомаров Н. Последние годы Речи Посполитой. В 2-х т. СПб.,
1886.
37. Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.,
1989.
38. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
39. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и об-
щественной мысли. Франкфурт-на-Майне. 1983.
40. Лемке М. Эпоха цензурных реформ 1859—1865 г. СПб., 1904.
41. Л е н и н В. И. Соч. т. VIII, 1-е изд., С. 415.
42. Ленин В. И. Соч. т. XXVI, 1-е изд., С. 126.
43. Л е о н о в а А. Б. Психодиагностика функциональных состояний че-
ловека. М., 1984.
44. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
45. Л о м о в Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-
логии. М., 1984.
46. Л о м о в Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.
47. М. де М о н м о л е н. Системы «человек и машина». М., 1973.
48. Ма ркс К. О свободе печати. СПб., 1906.
49. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. III. С. 369.
50. Мейстер Д. Эргономические основы проектирования сложных си-
стем. М., 1979.
51. Мельников В. М., Ямпольская Н. А. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности. М., 1985.
52. Мильтон Дж. О свободе печати. Речь к английскому парламенту.
М., 1907.
53. Научные и организационные проблемы суицидологии / Под ред.
В. В. Ковалева. М., 1983.
54. Нюрнбергский процесс. Об. материалов. В 2-х т. М., 1954.
С. 68—69.
55. О л а р А. Политическая история Французской революции. М., 1902.
56. Опыт словаря нового мышления / Под ред. Ю. Афанасьева и
М. Ферро. М., 1989.
57. О России и русской философской культуре / Под ред. Е. М. Че-
харина. М., 1990.
58. П е т р а к о в Б. Д., Р ы ж и к о в Г. В. Закономерности распростра-
нения психических заболеваний в современном мире. М., 1976.
59. Пименова Э. К. Народные собрания или митинги. Пг., 1917.
60. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке.
М., 1933.
61. Рамбо А. История Французской революции 1789—1799. Пг.,
1914.
62. Р е и с е р С. А. Палеография и текстология. М., 1970.
63. Робеспьер М. Речь о свободе печати, произнесенная им в Яко-
бинском клубе II мая 1791. М., 1906.
64. Сазонов Н. И. О понимании. М., 1886. С. 738.
65. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
66. Се но бос Ш. Политическая история современной Европы. СПб.,
67. С и голе С. Преступная толпа: опыт коллективной психологии. СПб, 1893.
68. С м и р н о в С. И. Царство толпы. СПб., 1906.
69. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный опросник
исследования личности. М., 1990.
70. Справочник «Новый Петербург» / Под ред. В Е Волкова и
др. СПб., 1992.
71. Сталин И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. С. 546.
72. Стерн Даниеэль. История революции 1848 г. СПб., 1906.
73. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для пси-
хологии. Л., 1972.
74. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельно-
сти. Л., 1988.
75. Тард Г. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии.
СПб., 1903.
76. Тард Г. Социальные этюды. Социальные законы. Толпа и публика.
Преступность толпы. Трансформация власти. СПб., 1902.
77. Трусов В. П. Современные психологические теории личности.
Л., 1991.
78. 1905 г. в Петербурге. Социал-демократические листовки. Л.; М.,
1925.
79. X е к х а у з е н X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.
80. Цзе К. К. Методы эффективной торговли. М., 1988.
81. Шопенгауэр А. Эристика или искусство спорить. СПб., 1893.
82. Эпоха Николая I // Под ред. М. О. Гершензона. М., 1910. С. 189.
83. Юрьев А. И., Васильев В. К., Филимоненко Ю. И. По-
литическая психология // Вести. С.-Петербург, ун-та. 1991. Сер. 6. Вып. 4.
С. 35—43.
84. Юрьев А. И., Филимоненко Ю. И., Нестеров В. М. Экс-
пресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешно-
сти деятельности человека // Личность и деятельность / Под ред. А. А. Кры-
лова. Л., 1982. С. 52—57.
85. Юрьев А. И. Классификация и диагностика отрицательных прак-
сических состояний // Вести. Ленингр. ун-та. 1983. № 23. Вып. 4. С. 83—88.
86. Юрьев А. И. Применение теста Люшера для диагностики отрица-
тельных праксических состояний // Материалы Всесоюзной конференции по
управлению психическим состоянием человека. М., 1984. С. 99—106.
87. Юрьев А. И., Ганзен В. А. Системное описание психических со-
стояний, возникающих в процессе восприятия информации // Вестн.
Ленингр. ун-та. 1987. Сер. 6. Вып. 1. С. 50—59.
88. Я к у н и н В. Н., С о ч и в к о Д. П. Математическая модель в пси-
холого-педагогических исследованиях. Л., 1986.
89. Abel T. The Nazi movement. N. Y. Arherton, 1965.
90. A. Lee Brown. Rules and conflikt. N. Y.. 1981.
91. Abcarian G. & Soule J. W. (ed.) Social psychology and poli-
tical behavior: problems and prospects. Columbus, 1971.
92. Binion R. Hitler among the Germans. N. Y. Elsevier, 1976.
93. Bonoma T. V. Conflict: escalation and deescalation. London, 1975.
94. Browning R. P. The interaction of personality and political system
in decisions to run for office: some data and a simulation technique //
Journal of social issues. 1968. Vol. 24. P. 93—109.
95. Browning R. P. Innovative and non-innovative decision pro-
cesses on government budgeting // I. Sharkansky (ed.). Policy analysis in-
political science. Chicago, 1970.
96. Bychowsky G. Adolf Hitler. In G. Bychowsky (Ed.) Dictatory
and disciples. N. Y. 1987.
97. Da vies J. C. Human nature in politics. N. Y, 1963.
98. Da vies J. C. (ed.) When men revolt and why. N. Y., 1971.
99. De Rive ra J. The psychological dimension of foreign policy. Colum-
bus, 1968.
100. Eysenck H. J. The psychology of politics. N. Y., 1968.
101. Eysenck H. J. The science of personality: nomothetic // Psycho-
logical review. 1954. Vol. 61. P. 339—342.
102. Ferrarotti F. The myth of inevitable progress. London. 1985.
103. French I. R., R a venB. The basis of social power // Group dy-
namics: Research and theory. London. 1970.
104. Fro mm E. Escape from freedom. N. Y., 1941.
105. Fromm E. Man for himself. N. Y., 1947.
106. Fromm E. The sane society. Greenwich, 1955.
107. Greenstein F. I. Children and politics. New Haven, 1965.
108. Greenstein F. I. Personality and politics. Chicago, 1969.
109. Hermann M. G. (ed.) Political psychology. San Francisco, 1986.
110. Hillebrand J. J. Power and morals. N. Y., 1949.
111. Hopple G. (ed.) Biopolitics, political psychology, and international
politics. N. Y., 1982.
112. Hy man H. H. Community background in public opinion research
// Journal of abnormal and social psychology. 1945. Vol. 40. P. 411—413.
113. Hyman H. H. Survey design and analysis. N. Y., 1955.
114. Hy man H. H. Political socialization. N. Y., 1959.
115. Hyman H. H. Strategies in comparative survey research //
R. Smith (ed.). Social science methods. N. Y., 1972.
116. Jar os D. & Grant L. V. Political behavior: choices and perspecti-
ves. N. Y., 1974.
117. Katz D. The functional approach to the study of attitudes. Public
opinion quarterly. 1960. Vol. 24. P. 163—204.
118. Katz D. Editorial//Journal of personality and social psychology.
1965. Vol. 1. P. 1—2.
119. Kelman H. C. Compliance, identification and internalization: three
processes of attitude change//Journal of conflict resolution. 1958. Vol. 2.
P. 51—60.
120. Kelman H. C. (ed.) International behavior: a socialpsychological
analysis. N. Y., 1965.
121. Kelman H. C. Education for the concept of a global society//
Social education. 1968. Vol. 32. P. 661—666.
122. Kelman H. C. A time to speak: on human values and social re-
search. San Francisco, 1968.
123. Kelman H. C The role of the individual in international relations:
some conceptual and methodological considerations//Journal of international
affairs. 1970. Vol. 24. P. 1—17.
124. Kirkpatrick S. A. & Pettit L. K. (ed.) The social psychology of
political life. Belmont, 1972.
125. Knutson J. (ed.) Handbook of political psychology. San Francisco,
1973.
126. Knutson J. The human basis of the polity. N. Y., 1972.
127. Knutson J. Personality correlates of political belief: left, right
and center. Chicago, 1971.
128. Knutson J. The human basis of the polity: a psychological study
of political men. Chicago, 1972.
129. Knutson J. Some problems of assessment in political psychology.
Washington, 1972.
130. Kreml W. P. Psychology, relativism, and politics. N. Y., 1991.
131. L a m mermey r H. U. Human relations, the key to quality. N. Y.,
1989.
132. Lane R. E. Political character and political analysis//Psychiatry.
1953. Vol. 16. P. 387—398.
133. L a n e R. E. Political personality and electoral choice//American
political science review. 1955. Vol. 49. P. 173—190.
134. Lane R. E. Fathers and sons: foundations of political belief//
American sociological review. 1959. Vol. 24. P. 502—511.
135. Lane R. E. Political life: why people get involved in politics.
N. Y., 1959.
136. Lane R. E. The liberties of wit: humanism, criticism and the civic
mind. New Haven, 1961.
137. Lane R. E. Political ideology: why the american common man
believes what he does. N. Y., 1962.
138. Lane R. E. The decline of politics and ideology in a knowled-
geable society//American sociological review. 1966. Vol. 3. P. 649—662.
139. Lane R. E. Political thinking and consciousness. Chicago, 1969.
140. Lane R. E. Political man. N. Y., 1972.
141. Lane R. E. Public opinion. N. Y., 1964.
142. Langer W. L. The mind of Adolf Hitler. The secret wartime report.
N. Y., 1972.
143. Lass well H. D. Democrasy through public opinion. N. Y., 1941.
144. Lass we 11 H. D. Politics, personality, and social science in the
twentieth century; essays in honor. Chicago, 1969.
145. Lass we 11 H. D. Power and society. N. Y., 1950.
146. Lee A. McClung How to understand propaganda. N. Y., 1952.
147. Lee A. McClung & Lee E. B. (ed.) The fine art of propaganda;
a study of Father Coughlin's speeches. N. Y., 1939.
148. Lerner M. Ideas are weapons; the history and uses of ideas. N.Y,
1939.
149. Lippmann W. Phantom public. Harcourt, 1925.
150. Lippmann W. Public opinion. Harcourt, 1922.
151. Long S. Political alienation among black and white adolescents:
a test of the social deprivation and political reality models//American poli-
tics quarterly. 1976. Vol. 4. P. 267—304.
152. Long S. (ed.) The handbook of political behavior. N. Y., 1981.
153. Lowell A. L. Conflicts of principle. Cambridge, 1932.
154. M a y R. Politics and innocence: a humanistic debate. Dallas, 1986.
155. Marcyse G. One-dimensional man. Studies in the ideology of
advanced industrial society. London, Routlege Paul, 1964.
156. Masters D. Roder. Human natyre, and political thought//Human
natyre in politics. N. Y., 1977. P. 69—110.
157. McDonald N. A. Politics, a study of control behavior. New Brun-
swick, 1965.
158. Merelman R. M. The development of political ideology: a frame-
work for the analysis of political socialization//American political science
review. 1969. Vol. 63. P. 75—93.
159. Merelman R. M. The development of policy thinking in adole-
scence//American political science review. 1971. Vol. 65. P. 1033—1047.
160. Merelman R. M. Political socialization and educational climates.
N. Y., 1971.
161. Merelman R. M. The structure of policy thinking in adolescence:
a research note//American political science review. 1973. Vol. 67. P. 161—166.
162. Merelman R. M. Democratic politics and the culture of american
education//American political science review. 1980. Vol. 74. P. 319—333.
163. Merelman R. M. The family and political socialization: toward
a theory of exchange//Journal of politics. 1980. Vol. 42. P. 461—486.
164. Merelman R. M. Culture and political education: a comparative
perspective//Micropolitics. 1981. Vol. 1. P. 215—238.
165. Merelman R. M. Political reasoning in adolescence: some
bridging themes. Calif., 1976.
166. Money - Ky r le R. E. Psychoanalysis and politics, a contribution
to the psychology of politics and morals. N. Y., 1951.
167. Murray E. J. Politics as symbolic action; mass arousal and quies-
cence. Chicago, 1971.
168. Murray E. J. The symbolic uses of politics. Urbana, 1964.
169. Naisbitt J. Megatrends: Ten new directions transforming our
lives. N. Y., 1982.
170. N a n d y A. At the edge of psychology: essays in politics and cul-
ture. Delhi, 1980.
171. Nlemi R. Review of R. Hess and J. Torney, the development of
political attitudes in children//Contemporary psychology. 1969. Vol. 14.
P. 497—498.
172. Payne J. L. The motivation of politicians. Chicago, 1984.
173. Ponsonby A. Falsehood in war-time, containing an assortment
of lies circulated throughout the nations during the great war. N. Y., 1928.
174. Powell N. J. Anatomy of public opinion. N. Y., 1951. Qualter T. H.
Opinion control in the democracies. N. Y., 1985.
175. Renshon S. A. Psychological needs and political behavior: a
theory of personality and political efficasy. N. Y., 1974.
176. Renshon S. A. The psychological origins of political efficacy: the
need for personal control. Washington, 1972.
177. Renshon S. A. (ed.) Handbook of politikal socialization theory
and research. N. Y., 1977.
178. Riegel O. W. Mobilizing for chaos, the story of the new propa-
ganda. New Haven, 1934.
179. Robins R. S. (ed.) Psychopathology and political leadership. New
Orleans, 1977.
180. Rogerson S. Propaganda in the next war. N. Y., 1972.
181. Russel B. The autobiografy of Bertrand Russel. N. Y., 1967.
182. Russel J. D. Citizen politics in western democracies: public opi-
nion and political parties in the United States, Great Britain, West Germany
and France. N. Y., 1988.
183. Russel B. Power. London, 1985.
184. Sanford N. Self and society: social change and individual deve-
lopment. N. Y., 1966.
185. Sanford N. (ed.) College and character: a briefer version of
«The american college*. N. Y., 1964.
186. Sanford N. The american college: a psychological and social
interpretation of the higher learning. N. Y., 1962.
187. Sampson R. The psychology of power. N. Y., 1965.
188. Slochower H. Hitler's elevation of the Jew. Ego splitting and
ego-function. American Imago, 1971.
189. Smith M. B. Opinions, personality and political behavior//Ameri-
can political science review. 1958. Vol. 52. P. 1—17.
190. Smith M. B. A map for the analysis of personality and politics//
Journal of social issues. 1968. Vol. 24. P. 15—28.
191. Smith M. B. Allport, Murray and Lewin on personality theory:
notes on a confrontation//Journal of the history of the behavioral sciences.
1971. Vol. 7. P. 353—362.
192. Smoll M. (ed.) Public opinion and historians; interdisciplinary per-
spectives. Detroit, 1970.
193. Stanton A. H. & Stewart E. P. (ed.) Personality and political
crisis; new perspectives from social science and psychiatry for war and poli-
tics. N. Y., 1951.
194. Volkan V. D. The need to have enemies and allies: from clinical
practice to international relationships. Northale, 1988.
195. Waite R. G. L. The psychology god: Adolf Hitler. N. Y., 1977.
196. Wai dm an S. R. Foundations of political action; an exchange
theory of politics. Boston, 1972.
197. Wilson F. G. A theory of public opinion. Chicago, 1962.
198. Wo 1 fen stein E. V. Personality and politics. Belmont, 1969.
199. Yankelovich D. Coming to public judgment: making democracy
work in a complex world. N. Y., 1991.
200. Y i n g e r J. M. Research implications of a field view of personality
//American journal of sociology. 1963. Vol. 68. P. 580—592.
201. Y i n g e r J. M. Toward a field theory of behavior: personality and
social structure. N. Y., 1965.
202. Yinger J. M. The scientific study of religion. N. Y., 1970.
Z a 1 e z n i k A. Power and corporate mind. Boston, 1975.
Научное издание Юрьев Александр Иванович