При планировании и реализации различных психологических исследований возникает большое количество методологических проблем и трудностей, которые обусловлены специфическими особенностями предмета психологии. Поставим только некоторые из таких проблем, которые активно обсуждаются в психологической литературе.
Проблемы выделения и определения предмета психологического исследования. В настоящее время в психологии существует многообразие научных и ненаучных подходов к определению психических явлений. Существует также и многообразие объяснений одних и тех же психических явлений и психологических фактов с различных теоретических позиций.
В психологии, пожалуй, как ни в одной другой системе научных знаний, существуют постоянные затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга. Это во многом связано с тем, что психологу приходится постоянно учитывать феноменологические данные, которые не всегда удается эмпирически верифицировать (см. выше).
Дополнительные трудности привносит и нечеткость терминоло-гии, которая часто ведет к смешению научно-психологических терминов и обыденных понятий.
Проблемы субъективности: а) методов психологического исследования; б) результатов получаемых в психологических
7. Заказ №4624.
исследованиях; в) интерпретации результатов исследования (Дружинин, 1997; Миллер, 2002).
Исследователь сталкивается с объективной ненаблюдаемостью развитых форм психических процессов и явлений, а также с их непосредственно-субъективным характером (в классическом их понимании).
С начала XX в. (см. бихевиоризм) в психологии активно ведется поиск объективных методов исследования и регистрации психических явлений. Благодаря теоретическим исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина в отечественной психологии принимаются два важнейших положения.
1. Психика формируется и развивается во внешних функциональных связях организма с предметным миром по мере активного осуществления различных ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций и действий. При этом исходно психика имеет форму объективно регистрируемых развернутых ориентировочно-исследовательских операций и действий, реализуемых посредством органов чувств.
2. Человеческие психические функции формируются на основе овладения ребенком различными видами человеческих действий и деятельностей путем включения во взаимодействия с другими людьми, опосредствованные использованием языковых и орудийных средств.
Проблемы, связанные с отсутствием линейного детерминизма при установлении психологических закономерностей, - постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций (Ломов, 1984).
• Сходные психологические факты и феномены могут определяться разными психологическими закономерностями. Вместе с тем различные психологические факты и феномены могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.
В качестве причин действий или поступков человека выступают, как правило, не отдельные события, а система событий и ситуаций. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения и действий субъекта. Человека характеризует самодетерминация поведения в формах активного целеполагания, спонтанности в поведении, надситуативной активности (Петровский, 1992). При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед наблюдаемыми формами поведения субъекта. Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).
Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.