Тест учебно-предметных компетенций для начальной школы

4.1. Критерии уровневой оценки качества компетенций

Принятая нами шкала оценки качества компетенций предполагает дальнейшую спецификацию намеченных критериев: уровням опосредствования нужно поставить в соответствие (пока в самой общей форме) определенные типы задач и предполагаемых ими действий.

Первый уровень опосредствования (формальный) – опора на форму культурного образца действия.

Общим критерием достижения этого уровня является действие по формальному образцу, предполагающее умение опознать по внешним признакам задачную ситуацию и реализовать соответствующий формализм (алгоритм, правило) действия. Индикатором первого уровня является решение типовых задач, освоенных на уроках.

В тестах на грамотность чтения, где предметом действия выступает отношение «содержание - текст», критерием достижения первого уровня является действие по восстановлению содержания фактического (информационного) характера, явно или косвенно представленного в тексте. В общем случае индикаторами первого уровня являются ответы на вопросы по тексту, не предполагающие его углубленной содержательной интерпретации.

Второй уровень опосредствования (предметный) – опора на содержательное основание способа действия - модельное представление, фиксирующее существенное отношение некоторой предметной области.

Общим критерием достижения этого уровня является действие, связанное с актом понимания предметности задачной ситуации. Индикатором второго уровня является выполнение заданий, в которых внешние характеристики проблемной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а существенное отношение замаскировано посторонними деталями или находится в противоречии с формальной структурой условий. Такие задания актуализируют действие содержательного анализа ситуации, имеющее своим результатом ее модельное представление, открывающее пути к решению.

В тестах на грамотность чтения задания второго уровня предполагают восстановление по тексту внутренней, смысловой стороны его содержания (включая подтексты) на основе анализа и соотнесения различных его особенностей и составляющих.

Третий уровень опосредствования (функциональный) – ориентация на границы способа действия с удержанием поля его возможностей.

Общим критерием достижения этого уровня является действие в опоре на функционально-смысловое представление задачной ситуации, допускающее «свободное» преобразование и взаимосогласование всех ее элементов: цели, условий, средств, способов.

Следует признать, что перечень типов заданий, которые могут служить индикаторами третьего уровня, пока что не имеет четких границ: задания этого рода вошли в практику педагогической диагностики относительно недавно и пока еще слабо проанализированы. В то же время для тестовых разработок вполне достаточно обозначить несколько существенных ракурсов и соответствующий набор типовых задачных ситуаций, предположительно требующих от испытуемых функционального владения способом действия. Воплощение намеченных типов в предметном материале и их экспериментальное опробование позволит постепенно более точно установить логико-психологические критерии третьего уровня опосредствования и определить группу ситуаций, фиксирующих достижение этого уровня.

На данный момент гипотетически принято, что к функциональному уровню относятся задачи, решение которых предполагает не просто прояснение структуры «цель = условия = средство/способ», но работу с самой этой структурой, в рамках которой ее элементы выступают как континуумы возможных вариантов.

На наш взгляд к этой категории относятся задания, предполагающие: спонтанное моделирование задачной ситуации; взаимосогласование целей, средств и условий (в частности, задачи на оптимальное использование ресурсов); до-определение условий; адаптацию способа к внешним ограничениям или меняющимся условиям действия; конструирование нестандартных единиц действия; координацию двух действий; построение действия на пересечении двух полей возможностей (список пока остается открытым).

Задания третьего уровня предполагают актуализацию «функционального поля» (Нежнов, 2005), обеспечивающего свободное отношение к освоенному способу действия и возможность подключения к решению задачи других имеющихся интеллектуальных ресурсов.

В тестах на грамотность чтения третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. К этому же уровню следует отнести задания, требующие преобразования текста с целью изменения или прояснения его смысла.

В заключение отметим, что предложенная критериальная модель оценки качества компетенций может быть реализована на любом учебном содержании, представленном в виде совокупности (или системы) культурных средств/способов действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: