УКВ радиостанции являются наиболее распространенными на малых судах средствами связи. Существуют два вида радиостанций - стационарные и носимые.
Стационарные радиостанции устанавливаются в помещениях - в ходовой или в радиорубке, в каюте яхты или катера и используется как основное средство для передачи сигналов бедствия и радиосвязи с судами и береговыми службами в пределах досягаемости.
Носимые радиостанции - в настоящее время широко применяются на ВВП.
Радиостанция «Гранит Р-44» - первая компактная, носимая ДЦВ радиостанция речного флота, выполненная на современном уровне. Имеет все речные каналы (16 -симплексных и 12 -дуплексных) в диапазонах 300.0125 - 300.5125 МГЦ и 336.0125 - 336.5125 МГЦ. Работает как в симплексном, так и в дуплексном режимах.
Радиостанция Motorola GR-340 - носимая радиостанция американской фирмы. Имеет 16 каналов. Из-за отсутствия дисплея выбор каналов осуществляется по таблице соответствия, находящейся на передней части радиостанции.
Связь судов между собой, с береговыми службами и получения навигационной и гидрометеорологической информации осуществляется на 5-ом канале. Канал - единый на всех бассейнах для вызова, безопасности и передачи сигналов бедствия. Канал используется для оперативной связи при согласовании взаимных действий и маневров в ходе движения судов (например, о порядке расхождения или обгона), а в случае серьезной аварии - для передачи и приема сигналов бедствия и ведения переговоров при проведении спасательных операций.
Общим для всех бассейнов является и 3-й канал (300, 1 МГЦ), предназначенный для связи судов с диспетчерами шлюзов.
Остальные каналы присваиваются портам и различным береговым службам.
Маломерным судам разрешается осуществлять связь друг с другом и со своими стоянками и клубами. Для этой цели выделен 42 - канал, а также 25 - канал (там, где он не занят).
Судоводителю перед эксплуатацией судна, следует опытным путем установить:
- скорость своего судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход);
- диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости;
- расстояние, которое судно проходит до полной остановки.
Особенности управления
- при движении против течения управлять значительно легче;
- при движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения;
- при движении против течения поворот на обратный курс следует производить из тихого течения в сторону быстрого течения, в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса;
- при следовании по течению поворот на обратный курс следует производить из быстрого течения в сторону тихого течения;
- на судоходной реке при расхождении с большими судами наиболее безопасным является следование вдоль выпуклого берега;
- при входе и выходе из залива или старого русла следует сбавить ход, так как могут неожиданно появиться суда по курсу;
- при проходе под мостами следует учитывать, что на этих участках скорость течения реки значительно повышается и присутствует возможность сноса;
- при сильном боковом ветре поворот на обратный курс следует производить на ветер, чтобы избежать навала на берег;
- выводить судно из толчеи следует на малом ходу;
- проходить небольшие суводи и майданы следует на полном ходу;
- при подходе к участку реки с прижимистым течением, судно из тиховода следует направить и вести под углом 10-12 градусов к течению, что исключает возможность его разворота, либо навала на отмель;
- при уменьшении глубины нос судна поднимается, возникает неприятная вибрация корпуса, шумы. Мотор следует заглушить и поднять, чтобы не сесть на мель;
- при следовании судна по течению подход к причалу осуществить ротом ниже причала и подходить к причалу против течения;
- наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
Стоянка у причала
Безопасность стоянки у причала обеспечивается надежностью и правильным расположением швартовых канатов и наличием швартовых устройств.