Исследование среды маркетинга позволяет выявить рыночные возможности, которые представляют собой направления деятельности, открывающиеся перед предприятием исходя из совокупности условий, в которых оно функционирует. При этом в первую очередь учитываются внешние условия, где постоянно протекают динамичные процессы изменений, что-то исчезает или появляется. Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для фирмы. Другая, наоборот, создает для нее дополнительные трудности и ограничения. Для успешной маркетинговой деятельности предприятию необходимо уметь прогнозировать как возможные трудности, так и новые возможности. Поэтому маркетинг, исследуя внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении возможностей и угроз, таящихся в ней.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действительно использовать возможности, недостаточно одного лишь знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей. Можно также располагать информацией об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации. Например, хорошие перспективы оказания широкого комплекса туристских услуг могут стать нереальными при отсутствии необходимых финансовых средств. Именно поэтому в процессе маркетинговых исследований изучаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия.
|
|
Американские исследователи А.А. Томпсон и А.Дж. Стрик-ленд предложили примерный перечень характеристик, положительное заключение по которым позволяет составить список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз для него, заключенных во внешней среде.
Сильные стороны:
· компетентность;
· адекватные финансовые ресурсы;
· хорошая репутация у покупателей;
· признанный лидер рынка;
· изобретательный стратег;
· защищенность от сильного конкурентного давления;
· преимущество в области издержек;
· преимущество в области конкуренции;
· инновационные возможности;
· высокие маркетинговые способности;
· лучшие возможности производства;
· проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны:
· недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
· слабый финансовый потенциал;
· низкие маркетинговые способности;
· отсутствие четких стратегий;
· слабое представление о ситуации на рынке;
· уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
· внутренние производственные проблемы;
· отставание в области исследований и разработок;
· узость ассортимента продуктов;
недостаточный имидж;
· неудовлетворительно организованный сбыт;
· недостаток средств для финансирования необходимых изменений.
|
|
Возможности:
· перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка;
· расширение производства;
· расширение ассортимента;
· ослабление позиций конкурентов;
· появление новых технологий;
· рост емкости рынка;
· уменьшение барьеров на рынках;
· производство сопутствующих товаров;
· возможности стимулирования спроса.
Угрозы:
· появление новых конкурентов;
· рост продаж товаров-заменителей; замедление роста рынка, спад; неблагоприятная политика правительства;
· затухание деловой активности;
· усиление давления со стороны покупателей и поставщиков;
· изменение потребностей и вкусов покупателей;
· неблагоприятные изменения обменных курсов иностранных валют; неблагоприятные демографические изменения.
Предприятие может дополнить каждую из представленных составляющих теми характеристиками внешней и внутренней среды, отражающей конкретную ситуацию, в которой оно оказалось.
После составления конкретного списка слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз необходимо установить взаимосвязь между ними. Это позволит выделить маркетинговые возможности предприятия.
Под маркетинговыми возможностями следует понимать привлекательные направления маркетинговых усилий предприятия, на которых оно может добиться конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества — это материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе. Материальные (осязаемые) активы характеризуются физическими и финансовыми ресурсами предприятия (основные фонды, денежные средства и т.д.). Нематериальные (неосязаемые) активы — это, как правило, престиж, имидж предприятия, квалификация персонала и т.д.
Тема 7. |
Тема 8. Маркетинговые исследования туристского рынка. |
Тема 9. Маркетинговые исследования туристского продукта. |
10. Оценка конкурентоспособности туристского продукта