Анализ отрасли. Положение в отраслях зависит от экономического состояния, конкуренции в них и перспектив развития. Состояние отрасли характеризуется техническим и технологическим развитием, инновациями, капиталовложениями, прибыльностью, размером рынка, спросом — предложением и др. Под «отраслью» (рынком) понимается группа предприятий и фирм, чья продукция рассчитана на одинаковых покупателей.
При анализе ситуации, складывающейся на предприятии отрасли, целесообразно взаимное увязывание трех компонентов: отрасли, конкуренции в ней и работы изучаемого предприятия. Такая увязка принципиально важна, так как анализировать работу предприятия в отрыве от состояния конкуренции и общей ситуации на рынке означает потерю многих важных факторов. Отраслевые исследования являются одними из самых важных. На их основе выявляются игроки, проводится оценка емкости, потенциала, конкурентоспособности предприятия.
Факторов, в общем воздействующих на положение в отрасли, достаточно много, причем для различных отраслей они свои. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов, влияющих на изменения в отрасли:
|
|
• долгосрочные тенденции в отрасли;
• изменения в составе потребителей и в способе использования товара;
• внедрение новых товаров;
• технологические изменения и прорывы;
• изменения в системе маркетинга;
• выход новых или уход крупных участников;
• глобализация отрасли (или выход из местного уровня на национальный);
• изменения производительности и структуры затрат;
• изменения в законодательстве, экономике, политике, социальной сфере;
• сила и средства конкуренции.
Исследование и анализ условий рынка. Анализ рынка, заключающийся в систематическом на основе методов исследования рынка выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами предприятия, нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка. Начинается эта работа с составления списка основных участников рынка:
1) производители (или импортеры);
2) посредники (местные, национальные, международные);
3) продавцы;
4) потребители — для предприятий и частных лиц.
Для анализа используются как имеющаяся уже информация, например отчеты службы быта, письма клиентов, так и данные, полученные с помощью методов исследования рынка.
Предметом анализа служат рынки или рыночные сегменты, которые сначала необходимо выделить, а затем исследовать, определив структуру и возможные тенденции развития