Любопытно, что согласно историческим (может быть, и легендарным) свидетельствам, ученик Аристотеля Александр Македонский распорядился, чтобы тому посылали всякие диковинки, которые сам Аристотель и его ученики пытались описывать. Традиция совирания (и описания) различных явлений природы имеет довольно долгую историю. Если иметь в виду историю одной только европейской культуры, то, скажем, дары, приносимые в греческие и римские храмы, становились как вы основой некоторой коллекции, значительные "экспонаты" которой могли описываться авторами, обладавшими наиболее развитым чувством чудесного. В средневековых христианских храмах и в замках феодалов можно было также видеть диковинные вещи, скажем, повешенный на стену скелет гиганта. В более поздние времена, на исходе Средневековья собирательство становится уже более или менее регулярным занятием. Возникает род деятельности, который тогда и был назван археологией. К XVI веку возникают первые собрания, коллекции, первые кунсткамеры, а из них затем - музеи.
|
|
Однако все эти коллекции, поскольку в них бывали собраны многочисленные, совершенно разные по природе и ценности предметы (скажем, диковинные раковины, картины современников, античные скульптуры и частички останков какого-либо святого), требовали какого-то упорядочивания. Издревле для удовлетворения этой потребности возникают списки, реестры, инвентарные книги. Они могли быть эффективны, если - хотя вы всознании хранителя (библиотеки, музея и т.п.) - был уже некоторый принцип расположения хранимых ценностей.
Но этого не было достаточно. Чтобы быстро находить предметы, нельзя было ограничиться простым описанием наличных предметов, расположенных кое-как, безо всякой системы, нужно было ввести определенный принцип классификации, распределения предметов по четко обозначенным признакам. Очевидно, что выделяемые признаки в то время часто могли носить только поверхностный, внешний характер. Можно высказать рискованную мысль, что к концу XVII - в первой половине XVIII веков неосознанно ощущалась, а затем получила сознательное и блестящее воплощение идея построения знания как некоторой классификационной системы - в биологической классификации Линнея [57]. Правда, последующие критики признали, что в основу классификации живых существ он не всегда клал самые существенные признаки. Важно здесь одно - что был открыт и осознанно применен принцип классификации.