Таксономия

Любопытно, что согласно историческим (может быть, и леген­дарным) свидетельствам, ученик Аристотеля Александр Маке­донский распорядился, чтобы тому посылали всякие диковинки, которые сам Аристотель и его ученики пытались описывать. Традиция совирания (и описания) различных явлений природы имеет довольно долгую историю. Если иметь в виду историю одной только европейской культуры, то, скажем, дары, приносимые в греческие и римские храмы, становились как вы основой некоторой коллекции, значительные "экспонаты" которой могли опи­сываться авторами, обладавшими наиболее развитым чувством чудесного. В средневековых христианских храмах и в замках феодалов можно было также видеть диковинные вещи, скажем, повешенный на стену скелет гиганта. В более поздние времена, на исходе Средневековья собирательство становится уже более или менее регулярным занятием. Возникает род деятельности, кото­рый тогда и был назван археологией. К XVI веку возникают первые собрания, коллекции, первые кунсткамеры, а из них затем - музеи.

Однако все эти коллекции, поскольку в них бывали собраны многочисленные, совершенно разные по природе и ценности предметы (скажем, диковинные раковины, картины современни­ков, античные скульптуры и частички останков какого-либо свя­того), требовали какого-то упорядочивания. Издревле для удов­летворения этой потребности возникают списки, реестры, инвен­тарные книги. Они могли быть эффективны, если - хотя вы всознании хранителя (библиотеки, музея и т.п.) - был уже неко­торый принцип расположения хранимых ценностей.

Но этого не было достаточно. Чтобы быстро находить предме­ты, нельзя было ограничиться простым описанием наличных предметов, расположенных кое-как, безо всякой системы, нужно было ввести определенный принцип классификации, распреде­ления предметов по четко обозначенным признакам. Очевидно, что выделяемые признаки в то время часто могли носить только поверхностный, внешний характер. Можно высказать рискован­ную мысль, что к концу XVII - в первой половине XVIII веков неосознанно ощущалась, а затем получила сознательное и блестя­щее воплощение идея построения знания как некоторой класси­фикационной системы - в биологической классификации Линнея [57]. Правда, последующие критики признали, что в основу классификации живых существ он не всегда клал самые сущест­венные признаки. Важно здесь одно - что был открыт и осоз­нанно применен принцип классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: