Культурные модели времени

В истории культуры мы можем обнаружить множество различных представлений о времени, множество его моделей. Разумеется, только в последнее время эти модели разрабатываются теоретически, чаще всего приходится восстанавливать эти не всегда осознанные представления, дешифруя множество документов данной культуры - мифы, легенды, верования, риту­алы, обычаи, традиции, литературу и т.д.

В самом общем смысле мы можем разделить эти модели на два типа: модели замкнутого и разомкнутого времени. Если представ­ления о времени связаны так или иначе с идеей начала и конца - то эти модели мы можем назвать замкнутыми. Если же устанавли­вается некоторая Бесконечность – хотя бы только в отношении будущего, то мы можем эти представления подвести под разом­кнутую модель.

Уже стало общим местом в различных исследованиях истории культуры, что древняя греческая культура основывалась на цик­лическом представлении о времени. Все повторяется, все возвра­щается, нет ничего нового – с этим ощущением живут также, на­верное, представители всех так называемых традиционных обществ. И действительно, общество, которое знает только лишь се­зонные, то есть повторяющиеся из года в год изменения, не может выработать модель времени, в которой была бы заложена возмож­ность изменений, возникновения нового, создать такую систему представлений, в которой в будущем возникает что-то иное, что разрывает вечный цикл повторений. Единственно что вырывается за пределы этих повторов - это мифологическое первоначальное время, когда все начиналось впервые. В сущности циклическое время - это вечное повторение того, что случилось в начале веков.

Но мы знаем и другую – разомкнутую модель времени, когда утверждается, что мир не имеет начала и конца. Эта модель свя­зана с классическим представлением о строении вселенной, о чем пойдет речь чуть ниже.

Христианство, разработавшее в богословии свое представление о времени, уже усложняет модель. Время имеет начало (Сотво­рение мира) и конец (Страшный суд). Но Бог, существующий вечно, что означает также – вне времени, объемлет его полностью. Впрочем, христианская модель времени развивалась, и даже сей­час нельзя сказать, что существует единое и устоявшееся пред­ставление о нем даже в одной христианской мысли.

Сюжет

До сих пор речь шла о том, что можно назвать либо всеобщим, вселенским временем, либо временем данной культуры. Но в каж­дой культуре, несмотря на то, что в сущности время непрерывно, его делят на отдельные части. Что-то всегда начинается, что-то кончается. Начинается жизнь и, к сожалению, кончается. Начинается путешествие и когда-нибудь завершается. Цепочки, на которые делится время, представляет собой некото­рый сюжет. Однако сюжет надо рассматривать не только как про­стую последовательность событий. Почти во всех случаях можно найти нечто, что определяет смысл всей цепочки от некоторого начального события и до конечного. Это то, что придает значи­мость чьей-то жизни или позволяет говорить о завершенности путешествия. Важно то, что эта последовательность содержит в севе определенный ритм переживания, завершающийся некото­рым финалом, своего рода подведением итогов, часто имеющим некоторый нравственный смысл, то есть трактующим о том, что есть, должно что быть, что хорошо и что плохо.

Сюжет в общем культурологическом смысле этого слова, та­ким образом должен содержать начало, конец и какой-то пережи­ваемый смысл. Этот смысл определяется прежде всего финалом, завершением, некоторым ценностным выводом (ср. вывод логи­ческий), то есть таким окончанием, которое дает возможность переживающему этот сюжет (неважно - в жизни или в искусстве) сделать заключение, связанное с уровнем должного: когда он может сказать что-нибудь наподобие "так ему и надо", "так и должно было случиться", "этого не может быть" и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: