Культурная персонология

Наши рассуждения о субъекте-носителе культуры, как вы пом­ните, привели нас к личности. В конце концов именно личность, обладающая сознанием, волей и чувством, и есть тот субъект, который в полном смысле слова обладает культурой, в то же время принадлежит ей и ее создает, хотя, разумеется, не всякая личность в достаточно полной мере. И здесь возникает трудный вопрос о соотношении каждой отдельной личности и культуры.

В сущности, духовное содержание каждой личности - это та часть культуры, которая стала ее достоянием, внутренним миром. Но означает ли это, что личность - это всего лишь некоторое вместилище культурных ценностей? Наверное, это неправильно. Представление о простом хранении некоторых ценностей во внут­реннем нашем мире - это только первое приближение к понима­нию отношения личности к культуре. Культурная ценность не просто дана и сохраняется в духовном мире человека, она сама участвует в активном взаимодействии человека с миром, другим человеком и с культурой. В сущности, когда мы говорим о какой-либо культурной ценности, представленной в духовном мире человека, мы ни в коем случае не можем мыслить ее как какую-то "вещь", которая спокойно лежит где-то и нейтральна, безразлична в своем отношении к человеку, к носителю духовной жизни и при необходимости может быть извлечена и использована. Что значит знать нечто? Это никогда не простое обладание некоторыми сведениями, которые мы можем в любой момент вытащить из "запасников" нашего внутреннего мира, но прежде всего активное продумывание этого знания. Мысль - это не нечто впечатанное в наше сознание, а всегда (даже когда мы просто что-то вспоми­наем) активное воспроизводство, то есть новое производство это­го знания. То же мы можем сказать и о других явлениях культу­ры: живопись - это не только активная деятельность по созданию полотна, но и активная деятельность восприятия его, музыка и в творчестве, и в восприятии - тоже активность: слушая, мы как бы пропеваем эту музыку вместе с оркестром или солистом. И именно потому, что даже восприятие искусства является активной деятельностью, оказывается, что оно связано с преодолением некоторых трудностей. Здесь уместно привести два высказывания людей, знающих по собственному творческому и критическому опыту, как трудно само восприятие произведения искусства. "Для оценки истинно-глубокого художественного произведения надо совершить работу", - пишет известный русский писатель и литературовед Андрей Белый []3, С. 207]. А вот что по этому поводу сказал Бертольд Брехт: ''Кто наслаждается искусством, тот наслаждается трудом, очень искусным и удавшимся трудом... Если вы хотите прийти к наслаждению искусством, то никогда не довольствуйтесь уловным и дешевым потреблением лишь резуль­тата художественного труда. Необходимо приобщиться к самому труду, в известной мере стать деятельным самому, до некоторой степени подстегнуть собственную фантазию, приобщить или про­тивопоставить весь свой собственный опыт опыту художника" [19, С. 36-37]. Язык как наиболее существенное явление культу­ры также существует не в пылящихся на полках, неподвижных грамматиках и словарях, а прежде всего осуществляет себя как речевая деятельность, как активное говорение... И это утверж­дение активности субъекта справедливо для всех сфер культуры.

На этом основании мы можем говорить о том, что изучение личности в ее отношении к культуре должно основываться на различении типов активной деятельности, то есть ролей, причем социально значимых ролей, которые исполняет личность в ее взаимодействии с культурой, то есть в обладании ее ценностями и их создании.

Мы здесь в определенной мере будем следовать тому направ­лению в социальной психологии, согласно которому о личности вообще оказывается возможным говорить как о наборе, или пучке ролей, которые она (личность) исполняет в жизни: так, один и тот же человек может исполнять роль отца, программиста, любителя баскетбола, поклонника, джаза и т.д. [140]. Конечно, когда мы го­ворим об "исполнении" роли, то не имеем в виду некоторую наро­читость, актерство, позу и т.п., иногда присущие нашему поведе­нию. "Роль" здесь означает функцию, которую вольно или неволь­но Берет на себя тот или иной человек. Конечно, не надо думать также, что человека полностью и без остатка можно разложить на некоторые "роли. Во-первых, потому, что уж слишком много различных ролей он исполняет, и одна роль не сходна с другой, во-вторых - что очень важно - человек един во всех своих проявлениях, и сводить его только к набору, к механической сумме ролей было бы уж очень большим огрублением реальности. Однако, как это часто бывает в науке, такое огрубление мы все же произведем, только имея в виду, что оно условно и временно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: