Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Лекция (2 час.)
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании.
Становление и развитие педагогики – донаучный и научный периоды ее развития.
Объект и предмет педагогики в современном понимании.
Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика.
Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.
Категориально-понятийный аппарат педагогики, обусловленность его обновления процессами развития педагогической науки и практики.
Педагогическая наука и педагогическая практика.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Лекция (2 час.)
Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий.
Развитие – формирование – социализация – воспитание – образование – обучение – Самообразование – самовоспитание.
Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности.
Процесс развития личности.
Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития человека.
Диагностика развития.
Возрастная периодизация (по Д.Е. Эльконину).
Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Практическое занятие (2 час.)
Наследственность и развитие. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.
Роль нервной системы, органов чувств и сенсорного воспитания в развитии человека. Игра в жизни ребенка, ее психологическая природа, ее значение для физического и психического развития.
Самовоспитание: зарубежные и отечественные концепции саморазвития человека.
Возрастные уровни самовоспитания. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления.
Структура процесса самовоспитания. Способы самовоспитания.