Лекция (2 час.)
Сущность педагогического процесса: определение и основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Основные функции педагогического процесса.
Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.
Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса:
- закономерности, обусловленные социальными условиями;
- закономерности, обусловленные природой человека (зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей человека);
- закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития человека (взаимосвязь процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активностью воспитуемого).
Принципы педагогического процесса:
принцип целостного подхода к воспитанию и обучению;
принцип непрерывности и принцип целенаправленности образования;
принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и воспитанников;
принцип природосообразности и принцип культуросообразности;
принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
принцип последовательности и систематичности в обучения и воспитании;
принцип единства управления и самоуправления в педагогическом процессе.
Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.