Практическое занятие (2 час.)
Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
Понятие субъекта педагогического процесса.
Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Самообразование и творчество как необходимые условия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педагога в проектировании собственной профессиональной карьеры.
Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Диагностика личности, педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка.
Взаимодействие участников педагогического процесса. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог – группа: особенности взаимопонимания и взаимоотношений.
Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса.
Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Лекция (2 час.)
Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.
Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования.
Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.
Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.
Содержание педагогического процесса.
Основные принципы и критерии отбора содержания образования.
Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.
Фундаментализация образования.
Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Практическое занятие (2 час.)
Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.
Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.
Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.