Выборка – это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом уровне обеспечения репрезентативности.
Существует три основных типа выборок. Они различаются по принципуподхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной.
1. Стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Используется в почтовых и прессовых опросах.
2. Вероятностный (случайный) отбор обеспечивает возможность каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. Для обеспечения вероятностного отбора используются таблицы случайных чисел, лотерейный, методический подходы.
3. Квотный отбор (выборка с предварительно заданными значениями).
Строится по слоям населения, возрастному, половому и другим.
По видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор из генеральной совокупности), серийную (в качестве единиц отбора выступают серии – семьи, классы, бригады), многоступенчатую (отбор идет поэтапно: в городе отбираются предприятия, на них – цеха, в цехах респонденты).
|
|
Выборка может быть как гетерогенной, т.е. неоднородной, так и гомогенной, т.е. однородной.
На объем выборочной совокупности воздействует необходимая точность получаемой информации. Ошибка выборки зависит от числа орошенных людей
следующим образом:
Выборка (кол- во людей) | ||||||||
Ошибка выборки (в %) |
Опросы в США проводят на выборке 1500-2000 человек.