Правовой режим основных институтов, уст-х законом

Легальное определение «торговая деятельность» - вид предпринимательской д-ти, связанный с приобретением, продажей товара – п.1 ст.2 Закона. Исходя из определения, выделим признаки торговой д-ти:

1) Разновидность предпринимательской д-ти. Д-ть по отчуждению товаров с целью систематического извлечения прибыли.

2) В основе торговой д-ти лежат сделки по отчуждению товаров. Не все коммерческие сделки подпадают под сферу регулирования закона. В частности,

-сделки по коммерческому представительству – не входят в предмет регулирования закона (сделки по хранению товара – см регулирование ГК, обяз-ва по страхованию товара, отношения при транспортном обслуживании, обяз-ва при рекламе, маркетинге, оказанию инф услуг)

Признаки сделок по отчуждению товаров, сделок, опосредующих торг д-ть в узком смысле слова:

1) Сделки, которые подразумевают передачу прав собственности на отчуждаемый товар в полном объеме! Нет д-ра безвозмездного пользования, д-ра проката.

2) Отчуждение товаров в рамках этих сделок дб безвозвратным. Отношения, к-ые складываются в рамках доверительного управления не подпадают под регулирование. Имущество, переданное по договору – должно вернуться собственнику потому что. Отпадают сделки по аренде, найму имущества.

3) Сделки носят возмездный х-р.

4) Итак, к сделкам по отчуждению товаров, сделкам, опосредующим торг д-ть в узком смысле слова мб отнесены только:

ü Д-р поставки

ü Д-р поставки для госнужд

ü Д-р контрактации

ü Д-р мены

З о торговле уст-т 2 осн режима торговой д-ти:

1) Пр режим оптовой торговли – вид торговой д-ти, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимат д-ти, в тч и для перепродажи. Или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или подобным использованием. Идеологически это определение воспринято из межд-пр актов как Венская конвенция о межд к-п товаров 1980.

Цели оптовой торговли – цели извлечения прибыли для обеих сторон. Если попытаться поискать истоки идейного противопоставления опт и розничной торговли, Адам Смит определил, что товар обладает 2 свойствами:

А) потребительская стоимость

Б) меновая стоимость

Эти свойства диктуют и орг-цию оборота такого товара. Маркс изучал, что такое товар с тз его меновой стоимости. Развитие теории товара связано с успехами австрийской эк школы. Товар – некое эк благо, которое предназначено для продажи. Товар теряет свойства товара при попадании к конечному потребителю.

ü Оптовый рынок – товарообмен, когда на обеих сторонах договора стоят предприниматели. Товар оборачивается, проявляет свою меновую х-ку.

ü А во взаимоотношениях между предпринимателем и конечным потребителем проявляется потребительское свойство товара! Меновые свойства теряются при потреблении.

2) Пр режим розничной торговли -

Вся концепция построена на противопоставлении двух видов торговой д-ти. Легальные дефиниции построены на противопоставлении оптовой торговли и розничной торговли.

ГОСТ Р 51303-2013: дефиниция товара -товар = объект гр прав (работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или любого др введения в оборот. Определение рассчитано на общегражданский оборот. Мы можем противопоставить товар в ком-пр смысле слова товару в гр-пр смысле. Первое понятие Уже.

Закон о торговле: товар = материальные объекты, объекты, обладающие свойствами физической осязаемости. Или же вещи. Но не все вещи. Продажа времени (услуг) – не подпадает под закон о торговле, но подпадает под ГК, представляет из себя отношения коммерческого характера.

Дб выполнены формальности, касающиеся оптовой торговли. В тч и обязательное сопровождение сделок оформлением счета-фактуры.

Субъекты оптовой торговли – указание на круг субъектов отсутствует. НО, используя ст. 1 и 8 Закона о торговле: субъектами оптовой торговли мб юрлица и ИП. Некоммерч юрлица – только если способствует их осн д-ти.

На каких сторонах сделок выступают профессиональные предприниматели. Пр статус пред-лей форм-ся внесением соотв субъектов в гос реестр юрлиц или ИП. Помимо легитимации предпринимателей и их регистрации в гос реестре, действующее торг з-д-во предусматривает введение торг реестров.

Пр режим торгового реестра. Его не следует путать с торг регистрами/реестрами как в западных странах. Ведутся они ТПП, гос органами, Минюстами зап гос-в – так происходит легитимация предпринимателей, наделение их пр статусом предпринимателя. Что касается торг реестра из закона о торговле – его пр режим опр-ся иными целями, значение иное. Торг реестр преследует сугубо информационные цели. В законе: обязанность ведения торг реестров возложена на субъектов РФ. Субъекты РФ обязаны вести торг реестры, куда включаются сведения о хозяйствующих субъектах, осущ-щих торг д-ть, а также поставки товаров. На подзаконном уровне порядок формирования торг реестра, его формы утверждены приказом Минпромторга от 16.07.2010 № 602. Сущ-т два источника пополнения сведений в реестре:

1) подача хоз-щих субъектов сведений в этот реестр

2) сбор таких сведений уполномоченными лицами, ведущими реестр в данном субъекте РФ. Порядок опр-ся самим субъектом РФ.

Запрещено взимать плату с торг предприятий, которые подают информации о себе в такие реестры. Де-факто уст-н добровольный режим подачи информации.

Органы власти обязаны предоставлять инфу всем заинтерес лицам.

Вернемся к пр режиму оптовой торговли.

Юр-ки значимые характеристики такого режима:

1) оптовая торговля не предполагает продажу товаров единичными экземплярами

2) товары продаются партиями. Что такое партия?

3) Опт торговцы как хозяйствующие субъекты вступают в отношения с перепродавцами. К отношениям субъектов, которые связаны соотв договором – не применяется ФЗ о защите прав потребителей.

4) Основной инструмент отношений оптовой торговли = договор поставки! Дефиниция ГК текстуально совпадает с определением опт торговли, зафиксированной в законе об оптовой торговле.

Закон о торговле не распр-ся на торговлю разл видами энергии. Для оборота энергии сущ-т отдельный пр режим, который подчиняется отдельному з-д-ву. Особый пр режим опт торговли энергии диктуется свойствами энергии. Они столь серьезно отличают энергию как товар от энергии как объекта материального мира, что требуют особого регулирования. Закон рассм-т энергию именно как товар, но это не тот термин, что покрывает соотв понятие в законе о торговле. Источники регулирования пр режимов оборота – ФЗ об электроэнергии, который оперирует понятие оптовый рынок энергии как товара. ППравительства от 24.10.2003 № 643 – О правилах опт энергии эл рынка переходного периода, ППравительства от 31.10.2006 № 529 – опт рынок эл/энергии.

Опт торговля товарами – термин, но наполнен разными содержаниями. Опт рынок энергии - не опт рынок товаров в смысле закона о торговле!

В некоторых случаях з-д-ль уст-т пр режимы ТН мелкооптовой торговли. З-н о торговле не содержит соотв дефиниций, их можно почерпнуть из регионального з-д-ва.

Мелкоопт торговля – вид торг д-ти, разновидность опт торговли, связанный с реализацией небольших партий товаров для последующей перепродажи в розничной торговле. Каковы критерии мелкооптовой торговли? Предложены региональным з-д-вом:

Минимальная партия товара не может быть меньше, чем кол-во единиц соотв товара в одной упаковке производителя для розничной реализации. Определение из Закона Москвы о торговой д-ти Москвы.

Субинститут торгового права – торговый объект.

Для предпринимателя – это средство производства. Общее понятие торгового объекта: это некий материальный объект, который предназначен для цели торговой д-ти.

З-д-ль определяет, что такое торговый объект = объект права: здание, строение, сооружение, специально оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения ден расчетов с покупателями (ст.2 Закона о торговле)

Классификация торг объектов:

1) Стационарный торг объект.

Главные признаки: наличие фундамента и присоединения к сетям инженерно-тех обеспечения. Позволяет уравнять с понятием недвижимости. Суд практика со второй половины 1990ых годов на те признаки рукотворных объектов: фундамент и обеспечение инженерно-тех средствами.

Торговая сеть – совокупность торг объектов

2) Нестационарные торговые объекты - могут сущ-ть в виде выездных магазинов, автофургонов и тд. Зачем дифференциация? Мобильность нестац торг объектов предполагает их использование на публичных землях, отсюда возможности для злоупотреблений.

Статья 271 ГК – собственник и владелец. Для стационарного торг объекта.

Для нестационарного нужно иное регулирование – создание схемы размещения нестац торговых объектов, правила включения этих объектов в эту схему. Регулирование осущ-ся ППравительства от 29.09.2010 № 772. (пр аренда земельного участка. Хотя мб дискуссионно – банкоматы = д-р аренды части нежилого помещения ор ват?)

Для х-ки торговых объектов есть привычное слово магазин. Закон о торговле не использует этот термин, но есть в ранее названном ГОСТе. «Магазин» совпадает со стационарным торговым объектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: