Учебные цели
1. Пять, что изучает экономическая теория.
2. Изучить методы экономического анализа.
3. Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой.
4. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом.
5. Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели.
6. Вывить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития.
7. Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обращении фактов и познании явлений.
Конспект лекции
План
Разитие предмета экономической теории.
Метод экономической теории
Развитие предмета экономической теории
Экономия — наука о воспитании достойных граждан
В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономия и хрематистика.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.
|
|
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.
Схоластика - первый опыт систематизации категорий
В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.
Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. В экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.
В Х—XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане. Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве.