Предыстория развития международного права

Периодизацией истории международного права:

1. предыстория МП (с древних веков до конца средневековья);

2. классическое МП (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

3. переход от классического к современному МП (от Статута ЛН до Устава ООН);

4. современное МП - право Устава ООН и его противоречия.

Международные отношения в Древнем мире выработали целый комплекс традиций, которые впоследствии были либо отвергнуты как противоречащие задачам самосохранения человеческого рода (война), либо возведены в ранг норм МП (добрососедство).

В древних обществах процветала ненависть к иностранцам, а между государствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие государства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. У войны появились различного рода первые морально-этические и даже философские обоснования.

В древневосточных деспотиях субъектом выступал правитель. В греческом и римском мире понимание субъекта было более формализовано: полис (свободные граждане государства) или римский народ.

Договор выступал как второстепенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя равными государствами, т.к. война может ослабить друг друга привести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны.

Древние договоры представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские отношения. Как правило, они не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. Послы пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей стороны).

Право силы в международных отношениях, преобладание регионализма усилилось в период раннего и развитого средневековья (VI-XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире. Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в ведении и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д.

В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки).

В Европе продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений, а также сформировались новые традиции, на которые большое влияние оказывали: 1) феодальные отношения (иммунитет и понимание суверенности собственника в политических вопросах); 2) католическая церковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благодаря общей для европейских государств доктрине католицизма и постоянному стремлению поставить под политический контроль европейских правителей.

В период средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: