Признание правительств, органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны

Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в межд. отношениях. Однако необходимо четко представлять, что вопрос о признании нового правительства может возникать только тогда, когда оно приходит к власти «неконституционным» путем, т.е. в результате революции или переворота.

Согласно установившейся практике, если существует два конкурирующих правительства, одно из которых является «революционным», признание последнего в качестве законного правительства государства не будет считаться правомерным до тех пор, пока оно не установит свою власть в таком объеме, когда результат конфликта станет очевиден, а предыдущее правительство будет лишено возможности управлять территорией и издавать правовые акты, имеющие юридическую силу. Если же конфликт длится долго и его окончательный итог не ясен, «революционному» правительству может быть предоставлено лишь ограниченное признание (например, de facto или ad hoc).

Как и признание государств, признание правительств в подавляющем большинстве случаев является молчаливым (подразумеваемым) и чаще всего представляет собой на практике продолжение установленных с прежним правительством дипломатических отношений.

Признание органов национального сопротивления (освобождения), а также восставшей (воюющей стороны) - это переходные виды признания, которые на практике встречались значительно реже, нежели признание правительств и тем более признание государств.

Признание органов национального сопротивления (освобождения) - самая «молодая» разновидность международно-правового признания, впервые возникшая в Европе в середине XX в.

Впервые такое признание со стороны СССР и Великобритании в 1942 г. получил Французский комитет национального освобождения. Несколько позднее в качестве единственных органов, представлявших интересы соответственно польского и югославского народов, были признаны Польский комитет национального освобождения и Антифашистское вече Югославии

В послевоенный период география данной разновидности международно-правового признания заметно расширилась. Признание органов национального сопротивления (освобождения) стало довольно распространенным явлением в условиях роста национально-освободительного движения и борьбы колониальных народов за независимость.

Во второй половине XX в. международно-правовое признание со стороны многих государств мира в качестве единственных законных представителей своих народов получили Народная организация Юго-Западной Африки, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы и др. Признавая органы и организации, возглавлявшие национально-освободительную борьбу, государства получали возможность легально оказывать помощь и содействие населению соответствующей территории, вступать с упомянутыми структурами в договорные и иные отношения. По сути, орган национального сопротивления (освобождения) в результате его международно-правового признания приобретал статус СМП со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Признание восставшей (воюющей) стороны, традиционно считающееся порождением практики американских государств, возникло в годы Гражданской войны на территории США в 60-е гг. XIX в. Представители стороны, объявившей себя восставшей (воюющей) в условиях вооруженного конфликта и признанной в качестве таковой другими его участниками, приобретали особый правовой статус - сражающихся (комбатантов), с автоматическим распространением на них всех правил ведения военных действий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: