Захватнические войны Цинов

Постепенно маньчжурская знать становилась составной частью господствующего класса Китая, возглавлявшей феодальную иерархию империи.

Завоеватели-маньчжуры заимствовали у китайцев культуру, многие обычаи, структуру государственных учреждений, рели­гию и идеологические доктрины, отказались от шаманизма, ко­торый раньше исповедовали маньчжурские племена и их князья. Но при этом маньчжуры всеми способами закрепляли свое собственное привилегированное положение в китайском обществе и государстве. Смешанные браки были запрещены. Даже в гарем никто из маньчжуров не мог взять в качестве наложницы китаянку. Формально маньчжурский язык (и пись­менность) был объявлен государственным языком империи на­ряду с китайским. Официальные документы составлялись на двух языках.

Такая ситуация не могла не породить противоречий между маньчжурской знатью и некоторыми группами китайских поме­щиков, а для большинства китайского народа господство цинских императоров и маньчжурской знати олицетворяло собой всю совокупность феодальной эксплуатации и гнет чужеземной Династии. Не удивительно, что даже выступления народных масс против китайских помещиков, как правило, развертыва­лись под антиманьчжурскими лозунгами.

В то же время класс китайских феодалов (вместе со став­шей его составной привилегированной частью маньчжурской знатью) сам жестоко, угнетал национальные меньшинства импе­рии. Политика цинских императоров отвечала классовым инте­ресам не только маньчжурских, но и китайских феодалов, стре­мившихся к завоеванию соседних стран и насаждавших идеоло­гию великоханьского шовинизма.

Объектом маньчжуро-китайской агрессии на севере и западе стали монголы и другие народы Центральной Азии. Кроме Южной, или Внутренней, Монголии, подчиненной маньчжурами еще в 1636 г., при императоре Канси (1662—1722) в конце XVII в. была захвачена Халха (Северная Монголия). После этого развернулась длительная борьба за подчинение западных монголов (ойратов). В середине XVIII в. Ойратское (Джунгар-ское) ханство было завоевано войсками императора Цяньлуна (1736—1795). Вскоре была завоевана и аннексирована Кашга-рия — государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Ша­ня, в Восточном Туркестане.

Параллельно осуществлялась маньчжуро-китайская агрес­сия против Тибета. В 1720 г. его восточная часть была оккупи­рована цинскими войсками. Это вызвало восстание тибетцев. Лишь в результате длительных военных действий против пов­станцев Тибет был насильственно включен в состав китайской империи.

В XVIII в. китайские богдыханы неоднократно предприни­мали завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.

Маньчжуро-китайские феодалы подвергали жестокому на­циональному и социальному угнетению монголов, уйгуров, ти­бетцев, чжуанов (пров. Гуанси), дунган (китайское название -— хуэй), проживавших на юго-западе и северо-западе империи, ицзу, мяо (на юго-западе) и многие другие народы.

«Закрытие» Китая

Первое время цинское правительство благожелательно относи­лось к западноевропейским миссионерам, устремившимся в Китай, рассчитывая в случае необходимости использовать поддержку европейцев в подавлении сопротивления китайского народа. Оно разрешило иностранным кораблям заходить и вес­ти торговлю в китайских портах Гуанчжоу (Кантон), Сямыне (Амой), Нинбо, Динхае.

Во второй половине XVII в. Пекин посещали голландские, португальские, французские и английские купцы. В Китай при­ехало много католических миссионеров, которые развернули там проповедь христианства. В царствование Канси они приоб­рели большое влияние при дворе. Некоторые из миссионеров стали советниками самого императора, им давались диплома­тические поручения.

Деятельность иностранных миссионеров вызывала растущее недовольство в народе. С другой стороны, в правящем лагере появился страх перед новыми, неведомыми веяниями, которые могли прийти из далекой Европы. В 1724 г. новый богдыхан, Юнчжэн, приказал закрыть христианские церкви и выслать большинство миссионеров. В 1757 г. при императоре Цяньлуне был издан указ, запрещавший торговлю с европейцами во всех китайских портах, кроме Гуанчжоу.

С этого времени цинское правительство стало проводить по­литику изоляции Китая от Запада. Европейцам запрещалось посещать Китай. Их корабли допускались только в Гуанчжоу, где они могли вести торговлю под контролем властей с одной лишь купеческой компанией «Гунхан» (в европейской литера­туре «Кохонг»). При посещении Гуанчжоу иностранцы не смели общаться с населением. Их снабжали продовольствием специ­ально выделенные для этого китайскими властями купцы, ко­торых португальцы называли компрадорами *.

* Позднее компрадорами стали называть тех представителей буржуазии колоний и зависимых стран, которые выступали как контрагенты, представи­тели и посредники иностранного капитала.

Цинские правители считали, что политика изоляции укрепит их господство. У китайских феодалов не было непосредствен­ной экономической заинтересованности в установлении торго­вых связей с Европой. Правители Китая имели весьма смутное представление об уровне развития европейских, да и более близ­ких к Китаю государств. При этом они усиленно насаждали традиционные великоханьские концепции об исключительности китайцев, о Китае как «Срединной империи», «Поднебесной», окруженной отсталыми, «варварскими» странами.

Политика самоизоляции в какой-то степени отсрочила втор­жение иностранных колонизаторов в Китай. Но главным ее результатом были консервация феодальных порядков и сохра­нение цинского господства, угнетения порабощенных народов. Ограничив внешнюю торговлю, Цины нанесли удар тем ремес­ленным производствам и мануфактурам, продукция которых ра­нее поступала на внешний рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: