При изучении данной темы студент должен помнить, что с момента, когда в Европе христианство стало доминирующей религией, статус науки существенно изменился. Проблема соотношения знания и веры была решена в пользу последней, а, значит, научное познание могло развиваться только в русле христианской веры. Но считать, что Средние века уничтожили науку, в корне не верно. Именно в это время появляются первые университеты, ставшие сильными научными центрами, развивается логика, риторика, совершаются многие научные открытия. Однако и на этом этапе наука остается в большей степени сферой практики и часто смешивается с герметичными искусствами, которые не используют научных понятий и рационально-логических схем.
Во время эпохи Возрождения наука выходит на новый виток своего развития. Под влиянием пантеистических идей появляются положения о множественности миров, обосновывается гелиоцентризм или, даже теория о том, что у Вселенной нет одного центра. Эти идеи оказывают огромное влияние на культуру и на то, как впоследствии будут понимать роль и значимость науки в освоении человеком мира.
XVII век стал рубежом для научного познания, зародилась целостная картина мира с четко проработанной методологией, структурой и логикой. Такую научную картину мира назвали механистической, ведь в ее основе лежало представление о том, что мир – огромный механизм, части которого определены причинно-следственными связями. Появляются первые полноценные методологи науки, такие как Ф.Бэкон и Р.Декарт. Они отрабатывают, систематизируют и определяют основные методы научного исследования. Такая работа позволяет создавать единую систему экспериментально-математического исследования природы. Имена Г.Галилея, И.Ньютона, И.Кеплера и других знаменитых ученых этого времени стали символами классической науки, с ее уверенностью в том, что все можно измерить и описать законами механики.
Тема №3. Становление неклассической и постнеклассической науки
1. Понятия неклассической и постнеклассической науки, причина ее появления.
2. Представления о макро- и микромире в неклассической науке.
3. Дифференциальные и интеграционные процессы в научном познании. Появление междисциплинарных наук.
Основная литература
1. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / С.А. Лебедев. М., 2011.
2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие. / Б.Н. Бессонов. М., 2009.
3. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. / Ю.М. Хрусталев. М., 2009.
4. Черникова И.В. Философия и история науки. / И.В. Черникова. Томск, 2001.
5. Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. № 11.
6. Александров Ю.В., Тарароев Я.В. О возможности третьей революции в астрономии // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 3. С. 18-29.
Дополнительная литература
1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. / В.А. Канке. М, 2000.
2. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5-17.
3. Степин В.С. Теоретическое знание. / В.С. Степин. М., 2000.
4. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. / В.С. Швырев. М., 2003.
5. Бройль де Л. Революция в физике. / Л. де Бройль. М., 1965.
6. Тригг Дж. Физика XX века: ключевые эксперименты. / Дж. Тригг. М., 1978.
7. Эйнштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики. / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. М., 2009.
8. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. / А. Эйнштейн. М., 2008.
9. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. / Г. Хакен. Москва-Ижевск, 2003.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок их хаоса. Новый диалог человека с природой. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М., 2008.