Методические указания. Данное семинарское занятие предполагает, что изучение истории науки необходимо для подготовки полноценного специалиста

Данное семинарское занятие предполагает, что изучение истории науки необходимо для подготовки полноценного специалиста. Знакомство с тем, как зарождалось и развивалось научное знание, дает возможность будущему ученому и профессионалу увидеть общую картину науки как такого феномена, без которого невозможно представить себе современное общество и культуру. Понять какие процессы лежат в основе развития знания и как на разных исторических этапах люди объясняют окружающий их мир, значит суметь овладеть методологией исследования, без которой невозможна никакая научная работа.

Первый вопрос, который возникает при изучении истории науки, связан с периодизацией возможных вех ее развития. В этом случае необходимо помнить, что абсолютной, однозначной и точной разделяющей линии эпох не существует. Чтобы дать название и определить тот или иной этап развития науки необходимо, в первую очередь, найти критерии такого определения. В советской, российской и западной литературе можно встретить различную периодизацию исторических этапов развития научного знания. Споры касаются и времени возникновения науки и того, чем считать науку до XVII века: полноценным научным знанием или же преднаукой. Суммируя позиции многих авторов, в числе которых можно назвать П.П. Гайденко, В.С. Степина, В.С. Шевырева и Т.Куна, можно предложить следующую периодизацию развития науки:

1. преднаука: Древний Восток, Античность, Средние века, Возрождение.

2. классическая наука – XVII – XIX вв.

3. неклассическая наука – XIX – XX вв.

4. постнеклассическая наука XX – начало XXI вв.

Период преднауки можно охарактеризовать как период накопления научного знания. В это время большую роль для науки играет знание практического характера и возможности его применения. Конечно, это утверждение не является абсолютным, так как понятие теории и теоретического мышления было предложено еще древними греками и преподносилось в качестве определяющего для познания. Однако следует помнить, что научное знание на первом этапе своего становления еще очень сильно находилось под влиянием мифологического строя мышления и часто зависело от него, из этого вытекает и преимущественно практический характер знания, например, на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Такая черта научного знания обнаруживается и в более поздние эпохи Средних веков и Возрождения, когда наука тесно переплеталась с герметичными искусствами, такими как алхимия и магия, и часто носила практический характер.

Тема №2. Наука эпохи Средневековья и Нового времени

1. Средневековая наука и ее связь с магией и алхимией.

2. Развитие науки в эпоху Возрождения. Становление гелиоцентрической системы.

3. Наука Нового времени. Становление классической физики и механической картины мира.

Основная литература

1. Концепции современного естествознания: в 2 ч.: учеб. пособие / под ред. А.С. Борщова, Саратов, 2010.

2. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / С.А. Лебедев. М., 2011.

3. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие. / Б.Н. Бессонов. М., 2009.

4. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. / Ю.М. Хрусталев. М., 2009.

5. Концепции современного естествознания учеб. пособие. / под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 2008.

6. Сальников А. Н. Физика. 1:Классические представления. / А.Н. Сальников. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Философия природы в античности и в Средние века / сост.: П.П. Гайденко, В. Петров. М., 2000.

2. Гайденко П.П. Новоевропейская философия и ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2011.

3. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. М., 1992.

4. Бруно Дж. Избранное. / Дж. Бруно. Самара. 2000.

5. Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. / А. Фантоли. М., 1999.

6. Ютен С. Алхимики в Средние века. / С. Ютен. М., 2005.

7. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. / Г.М. Голин, С.Р. Филонович. М., 1989.

8. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. / Д. Лейзер. М., 1988.

9. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. / Л.М. Косарева. М., 1997.

10. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. / И. Ньютон. М., 2008.

11. Коперник Н. О вращении небесных тел. / Н. Коперник. М., 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: