1. Рефлекторная теория изучения ВНД. Концепции (механическая, анатомическая, биологическая, психофизиологическая и концепция условного рефлекса).
2. Теории системной работы мозга.
3. Функциональная организация мозга.
4. Три основных функциональных блока мозга.
5. Безусловные рефлексы (определение, классификация, характеристика).
6. Отличительные признаки условных и безусловных рефлексов.
7. Условные рефлексы (определение, классификация, характеристика).
8. Правила образования условных рефлексов.
9. Механизм образования условных рефлексов (временные связи). Рефлекторная дуга условного рефлекса.
10. Торможение в коре головного мозга (определение, история открытия, функции торможения).
11. Сравнительная характеристика условного и безусловного торможения.
12. Безусловное торможение (виды, их характеристика).
13. Условное торможение (виды, их характеристика).
14. Взаимодействие разных видов торможения, феномен растормаживания.
15. Условно-рефлекторное переключение (значение для повседневной жизни человека).
16. Классификация форм индивидуального обучения, их характеристика.
17. Неассоциативное обучение (виды, их характеристика).
18. Ассоциативное обучение (виды, их характеристика).
19. Когнитивное обучение (виды, их характеристика).
20. Виды и формы памяти.
21. Основные характеристики памяти человека.
22. Физиологические механизмы памяти.
23. Физиологические теории памяти.
24. Виды нарушений памяти.
25. Потребности (виды, определение, их характеристика).
26. Механизм перехода потребности в мотивацию.
27. Виды мотиваций.
28. Физиологические теории мотиваций.
29. Доминирующее мотивационное возбуждение.
30. Эмоции (определение, классификация, значение, функции).
31. Нейроанатомия эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции.
32. Стадии поведенческого акта, их характеристика.
33. Физиологическая структура процесса мышления.
34. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.
35. Формы коммуникации (неречевые, речь). Речь как система сигналов. Функции речи.
36. Мозговые центры речи. Речевые функции полушарий.
37. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе.
38. Физиологические условия и мозговые центры осознания раздражителей.
39. Понятие бессознательного в физиологии. Мозговая асимметрия и бессознательное. Сознание и МПА мозга. Теория сознания.
40. Сон (виды, значение, стадии сна).
41. Условия возникновения и иррадиация сонного торможения. Роль подкорковых образований в развитии сна.
42. Гуморальные теории типов темперамента.
43. Конституциональные теории темперамента.
44. Описание типов темперамента И. Кантом.
45. Психологические теории темперамента. Генетическая теория К. Конрада.
46. Типы ВНД по И. П. Павлову.
47. Структура и классификация свойств нервной системы и их типологические и возрастно–половые характеристики.
48. Врожденная рефлекторная деятельность.
49. ВНД ребенка первого года жизни.
50. ВНД в раннем детстве (1–3 года).
51. ВНД в дошкольном возрасте (3–6 лет).
52. ВНД в младшем школьном возрасте (6–11 лет).
53. Особенности ВНД в подростковом возрасте.
54. Изменения ВНД при физической работе.
55. Изменения ВНД при умственной работе.
56. Влияние на ВНД специфических условий труда.
57. Изменение ВНД в зависимости от условий питания.
58. Изменение ВНД при действии фармакологических и гормональных веществ.
59. Изменение ВНД в различных условиях кровоснабжения мозга.
60. Патологические изменения ВНД.
Методические указания по выполнению
письменной контрольной работы для студентов