Возрастная психология занимается изучением общих закономерностей психического развития человека от рождения до старости, установлением возрастных периодов и причин перехода от одного возрастного периода к другому.
Существуют сравнительно медленные количественные и качественные изменения в психике и поведении детей. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста. Возрастные изменения психики и поведения данного типа называются эволюционными. Их следует отличать от революционных, которые являются более глубокими и происходят за сравнительно короткий срок. Такие изменения связаны с кризисами возрастного развития, которые возникают на границе возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики.
Еще один тип изменений связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными. Эти изменения происходят в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Следует отметить, что возрастные эволюционные и революционные изменения устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии индивида неустойчивы, обратимы и требуют их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют в целом личность человека, а ситуационные затрагивают лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.
Существуют следующие разделы возрастной психологи: детская психология, психология юноши, психология зрелости, геронтопсихология. История возникновения и развития возрастной психологии в основном связывают с идеями П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского по проблемам развития человека.
Теоретические и практические задачи возрастной психологии:
-это изучение возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных методов воспитания и обучения,
- исследование дифференциально-психологических различий (половозрастных и типологических свойств человека),
- создание методического обеспечения для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития, оптимизация форм психологической помощи в периоды возрастных кризисов и др.
Проблемы психологии возрастного развития. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической или средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его.
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется случайным образом. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной или государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы или общества на развитие детей.
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенкаОт чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого абсолютного слуха?
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это — их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине рев олюционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка.
Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем, психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребенка, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие?