Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, телевидение и т. п.). Правда, у этого сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образцом культуры. А это — очень трудная и наверно неразрешимая задача: быть живым образцом культуры. И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (наиболее яркий ее образец — средние века). Соответственно и общение так себя осознающего педагога (как, образец) оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую культуру называют «синкретической» или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центральная тяжесть в синкретической культуре все более падает на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принципиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры, так или иначе, отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли и применяет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, управления, фактом самосознания.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения, и психологические качества (ПВУиК), необходимые для ее реализации.

Таблица

Этапы и компоненты Педагогические действия ПВУиК
  Подготовительный этап 1) формулирование педагогических целей. 2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников 1.* Высокие научные профессиональные знания 2.* Психолого-педагоги-ческие и методические знания 3.* Практическое владение методиками учебно-воспитательных воздействий
I. Конструктивная деятельность 1) выбор содержания учебного материала будущих занятий 2) выбор методов обучения 3) проектирование своих действий и действий учеников
II. Этап осуществления педагогического процесса 1) установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях 2) стимулирование деятельности учеников 4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроение коллектива в целом 5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения
    6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально объяснить материал 1*, 2*, З* — способности
III. Коммуникативная деятельность 1)установление правильных взаимоотношений с учениками 2) осуществление воспитательной работы 14. Наличие потребности общения 15. Педагогический такт 16. Педагогическая импровизация, умение применять разные средства психологического воздействия 17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности
Этап анализа результатов IV. Гностическая деятельность 1)анализ результатов обучения, воспитания 2) выявление отклонений результатов от поставленных целей 3) анализ причин этих отклонений 4) проектирование мер по устранению этих причин 5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания 18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности 19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания 20. Творческий подход к педагогической деятельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: