Метод отраслевой оценки основан на применении специальных формул или ценовых показателей, используемых в отдельных отраслях. Они выводятся из данных о продажах предприятий в этих отраслях.
Используется как правило для ориентировочных оценок стоимости предприятия.
Опыт западных оценочных фирм показывает:
- рекламные агентства и консалтинговые фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 валовой годовой выручки;
- салоны красоты – 0,25-0,7 от суммы валовой годовой выручки и стоимости оборудования и запасов;
- рестораны и туристические агентства – соответственно 0,25-0,5 и 0,04-0,1 от годовой валовой выручки;
- заправочные станции – 1,2-2,0 от валовой месячной выручки;
- страховые агентства – 1,0-2,0 от годовых сборов;
- предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от чистого дохода, стоимости оборудования и стоимости запасов;
- машиностроительные предприятия – 1,5-2,5 от суммы чистого дохода и стоимости запасов;
- бухгалтерские фирмы – 0,9-1,5 годовой выручки;
- аренда автомобилей – число машин, умноженное на 1000;
|
|
- хлебопекарни – 15 % годового объема продаж плюс стоимость оборудования и товарных запасов;
- аптеки – 75 % от годовой прибыли плюс стоимость оборудования и товарных запасов;
- пиццерии, кофейни – четырехкратный месячный объем продаж плюс товарные запасы;
- пивные – 1-1,5 величины годовой прибыли плюс товарные запасы.
«Золотое правило» оценки для некоторых отраслей гласит: покупатель не заплатит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.
Данные методы составляют группу под названием методы компании-аналога. Все они базируются на рыночной информации и учитывают текущие действия продавцов и покупателей.
Условия применения методов компании-аналога:
1. Наличие достаточного количества сопоставимых предприятий или информации о сделках для определения оценочного мультипликатора.
2. Достаточность данных по сопоставимым предприятиям для проведения соответствующего финансового анализа и внесения поправок.
3. Для мультипликаторов цена / прибыль или цена / денежный поток необходимо:
- наличие надежных данных о прибылях или денежных потоках как оцениваемого, так и сопоставимых предприятий;
- чтобы текущие прибыли или денежные потоки оцениваемого предприятия были примерно равны соответствующим величинам в будущем;
- чтобы прибыли или денежные потоки оцениваемого и сопоставимых предприятий были бы достаточно значительными положительными величинами (т.е. не отрицательными или небольшими положительными).
Преимущества методов компании-аналога:
- единственный метод, в основном использующий рыночную информацию;
|
|
- отражает сегодняшнюю реальную практику покупателей и продавцов;
- не является умозрительным.
Недостатки:
- трудность получения необходимых данных по сопоставимым предприятиям;
- необходимо внесение целого ряда поправок;
- метод основан на использовании информации о прошлых сделках, не учитывает динамики развития предприятия.
Контрольные вопросы
1. Определить стоимость предприятия, если мультипликатор Цена / Чистая прибыль по сопоставимым предприятиям равен 20, годовая прибыль от реализации продукции оцениваемого предприятия 250 тыс. д.е., результат внереализационной деятельности убыточен в размере 50 тыс. д.е., налог на прибыль 24 %.
2. Ежегодный объем продаж компании, работающей в сфере услуг, составляет 10 млн. д.е., прибыль – 800 тыс. д.е. Рассчитайте мультипликатор валового дохода компании, если коэффициент капитализации равен 20 %.
3. Рассчитайте соотношение Цена / Прибыль для компании «ХХХ» с использованием данных о получаемой прибыли в 2006 и 2007 годах, если:
коэффициент капитализации – 20 %;
прибыль за 2006 год – 45000 д.е.
прибыль за 2007 год – 47000 д.е.
4. По каким критериям осуществляется выбор компаний-аналогов?
5. В чем заключается метод рынка капитала при оценке стоимости бизнеса, когда он используется?
6. Приведите примеры оценочных мультипликаторов. Как рассчитываются оценочные мультипликаторы и как они используются при оценке стоимости предприятий?