1. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
2. Характер человека присущ ему от рождения, он не зависит ни от воздействий социальной среды, ни от желаний самого человека, он устойчив и никакими усилиями его нельзя изменить или исправить.
3. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать... Каждый человек ответственен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться самовоспитанием.
´ Вопросы для самопроверки
1. Раскройте суть понятия "характер".
2. Какое место занимает характер в общей структуре личности?
3. В чём заключается сходство характера и темперамента?
4. В чём заключается отличие характера и темперамента?
5. В чём проявляется взаимосвязь темперамента и характера?
6. Раскройте основные подходы к выделению структурных компонентов характера.
7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К.Леонгардом и А.Е. Личко.
8. Расскажите о типологии, рассматривающей взаимосвязь между типом телосложения человека и его характером. Приведите аргументы за и против данной концепции.
9. Какие социальные типы характеров были выделены Э. Фроммом?
10. В чём проявляется трансформация характера в течение жизни?
11. Какие факторы будут влиять на процесс формирования характера?
Тема 9. Способности
План:
1. Понятие о способностях. Структура способностей.
2. Количественная и качественная характеристика способностей.
3. Задатки и способности.
4. Различные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.
5. Проблема одаренности в отечественной и зарубежной психологии.
& Список литературы:
Основной:
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 2008. - «Университетская электронная библиотека онлайн»
2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб., 2008.
3. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2006.
Дополнительный:
1. Мерлин, B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин. - Пермь, 1990. - С. 27- 58.
2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н. С. - М., 2000. - С. 362- 395.
4 Темы докладов и рефератов, (с указанием библиографического списка):