А.В. Суворов

Дисциплина как компонент всякого труда. Известно, что труд как целесообразная деятельность человека представляет собой процесс воздействия им на внешний мир, преобразования его, создания необходимых для удовлетворения своих потребностей предметов, и в таком виде труд - вечное естественное условие самой человеческой жизни независимо от ее форм. Труд сыграл решающую роль в формировании человека и остается фундаментальным фактором человеческой истории в целом.

Труд носит общественный характер, поскольку является процессом, происходящим в обществе при помощи орудий, средств и навыков, создаваемых обществом. В этом процессе человек должен не только считаться с объективными законами предмета воздействия из внешнего мира, но и вступать во взаимодействие с другими людьми, включиться в систему определенных отношений, опираться на исторический опыт предшествующих поколений, сообразовываться с оправдавшими себя социальными правилами. Иначе индивид не сможет добиться желаемых результатов, совершать подлинно трудовые акты, действовать как сознательное, наделенное разумом существо.

Следовательно, труд необходимо предполагает известную дисциплину, не может существовать вне зависимости от тех или иных объективных закономерностей, социальных образцов поведения, технических предписаний и технологических соображений, определяющих характер, направленность, последовательность, форму и иные параметры составляющих его внешних операций. Если труд является фундаментальным фактором человеческой жизни на любом этапе человеческой жизни, то дисциплина может считаться таким же фактором труда.

Понятие и виды дисциплины труда. Дисциплина труда чаще всего рассматривается в срезе трудового законодательства, замыкающегося в кругу таких вопросов, как обязанности работника, правила внутреннего распорядка, меры поощрения или взыскания, расторжения трудового контракта и т.д. Но при всей важности этих вопросов нельзя не видеть, что такой подход к пониманию дисциплины труда является недостаточным.

Дисциплина труда находится скорее в ряду таких категорий, как законность и правопорядок. Их объединяет многое.

Ограничимся указанием на то, что все они непосредственно связаны с состоянием организованности общественных отношений, внесением в эти отношения урегулированности и порядка.

Вместе с тем каждая из этих категорий имеет свою специфику. Разграничение законности и дисциплины труда не представляет сложности. Если законность являет собой систему требований, о которых говорилось выше, то в дисциплине труда на первый план выступает несколько иной фактор - организованность самого общественно полезного труда, осуществление его в соответствии с правовыми, техническими и технологическими установками в обществе. А от правопорядка дисциплина труда отличается главным образом тем, что она всегда связана непосредственно с теми или иными формами трудового процесса, с выполнением в них конкретных целенаправленных операций, тогда как правопорядок олицетворяет состояние упорядоченности иных отношений на основе права, законности.

Есть основания считать, что дисциплина труда представляет собой надлежащую упорядоченность общественно организованного труда во всех сферах жизни людей, включая сюда как властное воздействие на такой труд, так и его фактическое осуществление. Она, признавая юридически значимые звенья деятельности и работодателя, и работника, складывается из двух взаимообусловленных начал - системы ставших обязательными правил труда и сознательного претворения их в самом трудовом процессе.

Выделение видов дисциплины труда возможно в разных плоскостях. В первой из них целесообразно различать трудовую [223] (упорядочение отношений работодатель - работник - трудовое законодательство), государственную (упорядочение деятельности государственных служащих) и воинскую дисциплины[224].

В несколько другой плоскости можно говорить о служебной, договорной, бюджетной, финансовой, учетной, технологической, педагогической, учебной и подобных им разновидностях дисциплины, сориентированные на более конкретную спецификацию одноименных участков приложения труда при рассмотрении их под тем или иным углом зрения[225]. Их реальное соотношение с государственной, трудовой и воинской дисциплинами неоднозначно. Все это, однако, служит предметом внимания не общего учения о государстве и праве, а иных областей науки и других учебных дисциплин.

Смерть равняет всех, таков закон природы, но с ней приходит либо забвение, либо слава в потомстве. Если же один конец ждет и правого и виноватого, то достойнее настоящего человека погибнуть не даром.

Тацит
С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ  
РАЗДЕЛ I ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  
Тема 1. Предмет, содержание и методология общего учения о государстве и праве………………………………………  
1.1 Предмет, содержание и значение общего правоведения.  
1.2 Некоторые методологические вопросы общего учения о праве и государстве и праве. Понятие методологии ……  
1.3 Место и роль теории государства и права в системе научного знания………………………………………………  
Тема 2. Общество. Личность. Демократия. Государство и право……………………………………………………….  
2.1 Упорядоченность как свойство общественных систем. Способы ее достижения …………………………………..  
2.2 Упорядоченность общественных систем и личность…….  
2.3 Демократия. Политическая власть…………………………  
2.4 Государственное воздействие на общественные отношения. Его цели и способы …………………………………..  
Тема 3. Правовое регулирование. Его виды, пределы, методы и уровни ……………………………………………….  
3.1 Понятие, предмет и виды правового регулирования ……  
3.2 Пределы, метод и уровни правового регулирования…………………………………………………………..  
Тема 4 Правотворчество………………………………………….  
РАЗДЕЛ II ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ  
Тема 5. Государство как продукт и локомотив общественного развития……………………………………………..  
Тема 6. Форма государства……………………………………….  
6.1 Понятие и проявления формы государства……………  
6.2 Форма правления: понятие, разновидности и особенности в России ………………………………………………  
6.3 Форма государственного устройства. Его разновидности…………………………………………………………..  
6.4 Политико-правовой режим. Его разновидности………...  
Тема 7. Механизм и функции государства…………………..…  
7.1 Механизм государства. Разделение в нем властных полномочий..………………………………………………  
7.2 Функции государства ……………………………………..  
РАЗДЕЛ III ПРАВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ  
Тема 8. Сущность, содержание, функции и ценность права  
8.1 Сущность и содержание права……………………………  
8.2 Цель, назначение, функции и ценность права…………..  
Тема 9. Форма и субъекты права……………………………….  
9.1 Форма права как его система, структура, нормативные источники и способы их систематизации………………  
9.2 Правовые системы современных государств…………..  
9.3 Субъекты права……………………………………………  
Тема 10. Нормы права. Их толкование ………………………….  
10.1 Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений …………………………………………  
10.2 Структура норм права. Ее элементы…………………….  
10.3 Толкование норм права…………………………………...  
Тема 11. Действие правовых норм………………………………..  
Тема 12. Правореализация. Диспозиционные правоотношения………………………………………………………….  
12.1 Понятие, уровни и механизм правореализации. Состояние и значение правореализации………………………....  
12.2 Начало правореализации. Юридические факты. Фактический состав……………………………………………...  
12.3 Диспозиционные правоотношения,их виды и юридическое содержание ………………………………………….  
12.4 Фактический пласт диспозиционного правоотношения..  
Тема 13. Отклоняющееся поведение. Меры государственного принуждения. Правоприменение ……………………  
13.1 Отклоняющееся поведение. Его разновидности………...  
13.2 Охранительные правоотношения. Меры государственного принуждения………………………………………....  
13.3 Правоприменение. Правоприменительные акты ……….  
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА  
Тема 14. Правовое сознание и правовая культура …………….  
14.1 Правовое сознание………………………………………...  
14.2 Правовая культура, ее содержание, элементы и значение…………………………………………………..……..  
Тема 15. Законность. Правопорядок. Дисциплина……………  
15.1 Законность, ее содержание и роль в демократическом обществе…………………………………………………...  
15.2 Правовой порядок. Правоохранительные органы………  
15.3 Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности  

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: