В системе регуляции первобытного общества не было какого бы то ни было “раннего права”, которое впоследствии трансформировалось в право цивилизованное. В этом обществе человек не существовал как индивид (отдельный человек, личность), был “растворен” в коллективе, а сам коллектив существовал как часть природы, естественной среды обитания. Действовали доправовые регуляторы, поддерживавшие баланс в отношениях человеческих популяций с природой. Первые соционормативные системы жестко регламентировали взаимоотношения человеческих общностей с природной средой обитания и отношения между коллективами и внутри коллективов по поводу добычи и потребления естественных продуктов[64]. Право же возникло тогда, когда человек стал создавать особый, отделенный от природы мир своего существования – цивилизованную культуру. Причем такую культуру, в которой человек мог быть свободным, относительно независимым и от природы, и от других представителей своего вида, рода, общины, коллектива. Возникновение права породило и соответствующий тип публичной политической власти – государство.
Право и государство возникают постольку, поскольку есть свободные индивиды, и тогда, когда свободные становятся социально значимой группой. Поэтому говорить об историческом генезисе права можно лишь применительно к цивилизации персоноцентристского типа.
Свободные как социально значимая группа возможны только в обществе, в котором существует собственность (см. 2.2.2.). Следовательно, исторический генезис права обусловлен возникновением собственности (частной собственности). Собственность же исторически возникает тогда, когда избыточный продукт, производимый в обществе, присваивается отдельными членами общества. Последнее возможно постольку, поскольку отдельные члены общества самостоятельно используют средства производства (в аграрном обществе – это земля).
Собственность есть необходимое условие и важнейший компонент свободы. Люди могут быть свободными (от других членов сообщества) лишь тогда, когда в обществе официально признаются и защищаются отношения собственности. Собственность позволяет членам общества, присваивающим часть производимого в обществе продукта, быть относительно независимыми в удовлетворении потребностей. Как свободные, они лишь формально независимы друг от друга. Фактически они нуждаются друг в друге, в социальных ролях и качествах друг друга, в товарах и услугах, которые сами не производят, и поэтому вступают в отношения обмена.
В процессе разложения первобытной общины реально свободными, поначалу становятся лишь реальные собственники. Далее происходит разделение сообщества на имущих и неимущих, попадающих в имущественную, а затем и личную зависимость от реальных собственников. Когда имущие становятся социально значимой группой (в марксистской терминологии – имущим, эксплуататорским классом), они конституируют себя уже в качестве формально свободных, в качестве тех, кто имеет право быть собственником – в отличие от тех, кому теперь это не дозволено. Они устанавливают такой порядок, при котором остальным запрещено быть собственниками. В этом качестве они отделяют себя от иных социальных групп, прежде всего – рабов.
В отношениях свободного обмена сталкиваются частные интересы субъектов, признающих друг друга собственниками обмениваемых благ. Для регулирования этих коллизий требуется новый соционормативный регулятор, новые социальные нормы. Эти нормы складываются в отношениях эквивалентного обмена, в которые вступают субъекты-собственники, признающие друг друга равными (формально равными).
Таким образом, право возникает как социальный регулятор, который упорядочивает взаимодействие свободных субъектов в отношениях эквивалентного социального обмена. Это нормы, которые, во-первых, гарантируют свободу, формальную независимость человека в обществе и, во-вторых, признают равную свободу формально независимых друг от друга субъектов.