Инкорпорация

±.

официальная

неофициальная

§ 6. Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и при­емов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст пра­вовых актов, информационное воплощение юридических предпи­саний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.






Глава 13. Правотворчество


Рекомендуемая литература




Юридическая техника призвана структурировать правовой ма­териал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юри­дической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содер­жания правового акта) и юридические конструкции_(специфичес-кое строение нормативного материала, предусматривающее опре­деленное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В каче­стве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относят:

ясность и четкость, простота и языка правовых актов;

сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих пра­вовых предписаний;

последовательность в изложении юридической информации;

взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового

материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную ор­ганизацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника

±

технические правила
технические средства

технические приемы

1---------- I

способы, фиксирующие официальные реквизиты
юридические термины
юридические конструкции

структурная организация текста правового акта

1 1
четкость,   лаконичность
ясность,   в сочетании
простота   с полнотой
языка   изложения
последовательность изложения

взаимосвязь, внутреннее единство правового материала


Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативных актов;

3) техника учета нормативных актов;

4) техника правоприменительных актов и других документов.

Все виды юридической техники играют исключительно важ­ную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой матери­ал, создают условия для рационализации юридической деятель­ности, для оптимизации процесса правового упорядочения обще­ственных отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое правотворчество и законотворчество?

2. Назовите принципы правотворчества.

3. В чем суть стадии законодательной инициативы и кто имеет право на подоб­
ную инициативу?

4. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться при­
нятым в Государственной Думе Федерального Собрания РФ?

5. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться одоб­
ренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ?

6. Назовите основные принципы инкорпорации.

7. Что такое юридическая техника?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Власенко НА. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гаврилов О А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Дубов ИА. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствова­ния // Государство и право. 1993. № 10.

Керимов ДА. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7—9, 18.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.

Паленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методи­ческое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.



Глава 13. Правотворчество



Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

Сенякин ИМ. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Юридическая техника: природа, основные приемы, значение / Сост. и автор предисловия В.М. Баранов. Н.Новгород, 1999.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

$


ГЛАВА 14 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятие и структурные элементы системы права

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под кото­рой понимается его строение. Система права — это его

ст руктура, состоящая из вз аимосогласованных норм, субинститу­тов, институтов, подотраслей и отраслей права.

Смысл понятия «система праваГзаключаётся в том, чтобы объ­яснить объединение юридических норм в один организм, а также их подразделение на отрасли, подотрасли, институты и субинсти­туты, дать обобщенную характеристику права в целом.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично "включить" его в существующую систе­му права, не нарушая ее целостности), так и для правопримените­ля (системный принцип права в сфере правоприменительной дея­тельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс сис­тематизации (упорядочения) законодательства.

Первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институ­ты, подотрасли, отрасли.

Система права характеризуется тем, что:

• обусловлена социально-экономическими, политическими,
национальными, религиозными, культурными, историчес­
кими факторами;

• имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су­
ществующих общественных отношений и не может созда­
ваться по чисто субъективному усмотрению людей;

• ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, вза­
имоувязаны, что придает ей целостность и единство.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господству-

13-549



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 2, Предмет и метод правового регулирования...




                   
 
   
 
     
 
     
 
     
 

С

ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Основные структурные элементы системы права
       
  отрасль права  
     
  подотрасль права  
       
  институт права  
       
  субинститут права  
       
  норма права  

§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это Т-е-Общественные отно­шения, которые право регулирует. Он является основным крите­рием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулиро­вания трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.

Круг общественных отношений весьма широк. Однако всем им присущи следующие черты:

это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

это отношения поведенческие, за которыми можно осущест­влять внешний контроль (например, правоохранительными Орга­нами).


1 Кроме общественных отношений, в предмет правового регули-, рования подчас включают:

«• круг потенциальных участников правоотношений;

#■» • юридические факты;

►■• варианты возможной или требуемой деятельности;

* • объекты интересов участников правоотношений и т.п.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

^общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны (так, если взять только трудовое право, то в нем можно выделить целый ряд многообразных отношений, претенду­ющих на самостоятельную отрасль — отношения приема на работу и увольнения, условий и оплаты труда, отпуска, трудовой дисцип­лины, охраны труда, техники безопасности и т.п.);

^нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами (речь, в частности, здесь может идти об отношениях, связанных с госу­дарственной и частной собственностью, честью и достоинством личности, жизнью и здоровьем человека и т.д.).

Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юри­дическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридичес­ких средств, при помощи которых осуществляется правовое регу­лирование качественно однородных общественных отношений. Структура метода правового регулирования включает:

• общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвласт­
ное);

• порядок возникновения субъективных прав и юридических
обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

• степень определенности предоставленных субъективных
прав;

• пути обеспечения субъективных прав и юридических обязан­
ностей (меры наказания и меры поощрения).

Выделяют следующие основные методы правового регулиро­вания:

• императивный — метод властных предписаний, субордина­
ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

• диспозитивный — метод равноправия сторон, координации,
основанный на дозволениях;

13*






Глава 14. Система права и система законодательства


§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права




поощрительный — метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение;

• рекомендательный — метод совета осуществления конкрет­
ного желательного для общества и государства поведения
и т.п.

Перечисленные методы используются так или иначе во всех отраслях права, другое дело — в какой пропорции и какой из них в конкретной отрасли права будет доминирующим, опреде­ляющим.

§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных М
отраслей права
Щ

Отрасль права — это упорядоченная совоку31Р.£!1!ь юридичес­ких' норм, регулирующих определе нны й род (сферу) обществен­ных" отношений, это наиболее крупное подразделение системы Тхрава по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

-+ особые предмет и метод правового регулирования; ■{ специфические отраслевые принципы (например, для граждан­ского права характерны принципы всеобщности защиты граждан­ских прав, полного восстановления нарушенного положения субъ­ектов гражданского права, презумпции добросовестности участни­ков гражданских правоотношений; для семейно-брачного права — принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отноше­ниях и т.п.);

.-Г особые правовые режимы (например, для уголовного процессу­ального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейно-брачного права ■— договорный и законный; для финансо­вого права — валютный, налоговый; для земельного права — режим особого землепользования; для конституционного права — режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

■•""обособленное, как правило, кодифицированное законодатель­ство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уго­ловно-исполнительный кодекс РФ, в семейно-брачном — Семей­ный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. Так, объективно существующие трудовые отношения


людей обусловливают необходимость трудового права, управлен­ческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;
5)земельное;
6)трудовое;

7) семейно-брачное;

8) уголовно-исполнительное;

9) аграрное (сельскохозяйственное);

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод пра­вового регулирования конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного уст­ройства. Нормы конституционного права содержатся в конститу­циях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о рефе­рендуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные не­имущественные отношения. Оно закрепляет отношения собствен­ности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и граждана­ми, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 4. Институт права: понятие и виды




Административное право регулирует управленческие отноше­ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ве­домств, их управлений, отделов, порядок деятельности различно­го рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РСФСР об адми­нистративных правонарушениях), указах Президента РФ, поста­новлениях Правительства РФ, президентов и правительств респуб­лик, уставах, положениях, приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод —- императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государ­ственную собственность, общественную безопасность и обществен­ный порядок, здоровье населения и общественную нравствен­ность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уго­ловной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг обществен­но опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод -г- импера­тивный.

§ 4. Институт права: понятие и виды

Институт права — .что упор яд оченная совокущ щ£Ы>_.юридичес-М1х^с^м^4^Г-УЛ11ру1о_щи.х_определенный вид (группу) обществен­ных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно вы­делить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответст­венности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.


Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые
(институт наследования) и межотраслевые (институт частной соб­
ственности);

2) в зависимости от характера — на материальные (институт
подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного
дела);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные
(институт мены) и охранительные (институт привлечения к уго­
ловной ответственности).

^Субинститут права — это упорядоченная совокупность юриди­ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест­венных отношений, находящихся в рамках определенного инсти­тута права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных по­вреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорб­ление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не инсти­тут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются по­дотраслями гражданского права; муниципальное и служебное — подотраслями административного права; налоговое право — подо­траслью финансового права; избирательное право — подотраслью конституционного права.

Виды институтов права

Г

в зависимости от сферы распространения
в зависимости от характера

в зависимости

от функциональной

 
1 1
    ш
<u    
    1ЬН
л   а
ериал   §. о о
й   |прО!
  _L_ IL Ш
     
<u   Ш
    Ш
CO ш   I/O
I/O   a
a   COT
ё   S
     

роли

тивные |   гельные [
о;    
гул   I
ш    
Q.   О


Глава 14. Система права и система законодательства


§ 6. Юридический процесс: понятие и виды




§ 5. Частное и публичное право

Кроме отраслей, в структуре права можно вычленить две боль­шие группы: частное и публичное право, что характерно преиму­щественно для романо-германской правовой семьи.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брач-ного, трудового права, а публичное — из отраслей конституцион­ного, административного, финансового, уголовного и иных.

Деление права на частное и публичное идет еще от традиций римского права. Римский юрист Ульпиан (170—228 гг.) писал: «Публичное право, то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существу­ет полезное в общественном отношении и полезное в частном отно­шении»1.

Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное — общие, общегосударствен­ные интересы. Важным является и то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересо­ванных лиц, в публичном же праве — по обязательному предписа­нию закона должностными лицами.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо пуб­личному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные
интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свой­
ственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то
публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господ­
ствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отноше­
ния частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц
с государством либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше ут­верждаются такие институты частного права, как право наследуе­мого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

1 См.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1. Тит. 1.


    Нормы права    
     
Публичное право   Частное право
     
конституционное     гражданское
уголовное     семейно-брачное
административное     трудовое
финансовое     предпринимательское
уголовно-исполнительное     земельное
и другие

и другие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: