«не потерять лицо»
Учитель практически всегда лидер, доминирующий в детском коллективе. Фактором возникновения этого предрассудка является мнение авторитетов. В учебниках по педагогике и научных книгах, в статьях и методических пособиях педагогу приписываются функции организатора и управленца. Педагог – тот, кто организует жизнедеятельность детей, управляет ими, выступает распорядителем и верховным судьей. Поэтому, придя к детям, он сразу пытается занять положение, которое позволяло бы эффективно управлять коллективом.
На самом деле, кроме позиции доминирования, существуют и другие приемлемые для учителя позиции: советчика, равноправного партнера, заинтересованного наблюдателя. Позиция управляющего – одна из многих возможных и приемлема при проведении урока; при проведении воспитательных мероприятий, в свободном общении с детьми позиция доминирования неприемлема. «Быть умереннее в претензиях – лучший способ сохранить лицо», – утверждает
A. M. Сидоркин.
Управление поведением воспитанников – это и есть воспитание, сама сущность его.
Чтобы воспитывать, достаточно принимать участие в деятельности детей.