№
| Наименование раздела дисциплины
(темы)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовате-льные технологии
|
| Институционализм и маржинализм
| Понятие исследовательской программы и ее основные компоненты. Аксиоматика неоклассической теории: твердое ядро и защитный слой. Изменения защитного слоя. Основные недостатки неоклассической теории: антиисторизм, претензия на универсальность, методологический индивидуализм. Социальные нормы и их виды.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
| Знать:
- системы основополагающих взглядов маржиналистов и институционалистов на то, что представляют собой экономика и общество (основные различия);
- аксиоматику неоклассической исследовательской программы: твердое ядро, защитный слой;
- основные особенности целе- и ценностно-рационального поведения;
- основные особенности методологического индивидуализма и методологического социализма;
- основные модели капитализма;
- виды социальных норм.
Уметь:
- различать системы взглядов неоклассической и институциональной экономических теорий;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты;
- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений;
- навыками самостоятельной аналитической работы;
- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Предмет и метод институциональной теории
| Принципы традиционного институционализма: институтоцентризм, несводимость, методологический социализм, взаимозависимость, историзм. Новый институционализм как развитие неоклассической парадигмы. Институт как стереотип мышления. Ролевые системы коллективного действия. Стереотипы взаимодействия. Методы исследования институтов.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
| Знать:
- базовые принципы институциональной теории;
- основные особенности ведущих школ институциональной теории, их современных направлений (включая российскую экономическую мысль);
- различные подходы к определению понятия «институт»;
- содержание конвенциальных и межличностных ролей;
- понятия «норма», отличие норм от институтов;
- основные методы общественного принуждения;
- основные подходы к исследованию институтов.
Уметь:
- использовать методы институционального анализа для исследования конкретных экономических ситуаций;
- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений;
- навыками самостоятельной аналитической работы;
- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Базовые категории институционального анализа
| Понятие рутины: технологические и отношенческие рутины. Общие ментальные модели: знания, значения, ценности, ожидания, убеждения. Нормы и правила. Правила координации, кооперации и распределения. Иерархия правил. Понятие трансакции. Трансакции обмена, взаимности, рационирования и управления.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 13;
| Знать:
- понятие рутины: технологические и отношенческие рутины;
- понятие общих ментальных моделей;
- национальные различия в системе ценностей;
- национальные различия в убеждениях;
- природу и основные виды правил;
- привила координации, кооперации и
распределения;
- иерархию правил хозяйственного взаимодействия;
- понятие трансакции и принципы, на которых она осуществляется;
- основные виды трансакций.
Уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
- методологией институционального исследования;
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений;
- навыками самостоятельной аналитической работы.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Институт собственности
| Собственность в неоклассической теории. Альтернативные режимы собственности. Собственность и отчуждение производителя от средств производства. Этическая норма или стереотип мышления. Собственность-капитал. Юридическое понимание категории собственность. Собственность как пучок правомочий. Общее в трактовке категории собственность различных научных школ.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 13;
| Знать:
- основные подходы к исследованию отношений собственности, общее в трактовке категории «собственность» различных научных школ;
- категории «владение» и «собственность»: общие черты и отличия;
- альтернативные режимы доступа к имуществу;
- категория «собственность» как этическая норма;
- взаимосвязь категорий собственность, имущество и капитал;
- категория «собственность» как юридическая категория;
- категория «собственность» как пучок правомочий.
Уметь:
- выявлять проблемы институциональной несбалансированность процессов реформирования отношений собственности;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации.
Владеть:
- использовать методы институционального анализа для исследования конкретных экономических ситуаций;
- навыками самостоятельной аналитической работы;
- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Трансакционные издержки и контракты
| Понятие трансакционных издержек. Основные виды трансакционных издержек. Теорема Коуза. Юридическое и экономическое понимание контракта. Основания и виды оппортунистического поведения. Специфические ресурсы. Способы управления трансакциями. Классический контракт. Неоклассический контракт. Отношенческий контракт
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 13;
| Знать:
- понятия и виды трансакционных издержек;
- теорему Коуза;
- понятие асимметрии информации;
- виды оппортунистического поведения и способы его преодоления;
- понятие «специфические активы» и их роль в принятии решения о способах управления трансакциями;
- понятие «классический контракт», базовые предположения и основные черты;
- понятие «неоклассический контракт», основания возникновения и способ управления;
- понятие «отношенческий контракт», условия применения и способы управления.
Уметь:
- выявлять проблемы экономического характера, связанные с трансакционными издержками, предлагать способы их решения;
- использовать теорию контрактов для анализа экономических явлений, процессов и институты на микро, мезо и макро-уровне;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Владеть:
- методологией построения и использования институциональных моделей;
- навыками самостоятельной аналитической работы;
- методами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Институт фирмы
| Основные теории происхождения фирмы. Капиталистическое предприятие как способ подчинения труда капиталу. Фирма как способ повышения эффективности хозяйственной деятельности. Рыночная неопределенность и ее влияние на образование фирм. Фирма как альтернативный способ координации деятельности. Фирма как пучок контрактов. Фирма как тип хозяйственной организации.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 12;
ПК – 13;
| Знать:
- основные положения теории происхождения фирмы Маркса;
- основные положения неоклассической теории происхождения фирмы;
- основные положения теории происхождения фирмы Найта;
- основные положения теории происхождения фирмы Коуза;
- основные положения неоинституциональной теории происхождения фирмы;
- основные характеристики капиталистического предприятия (фирмы) по мнению Вебера.
Уметь:
- выявлять проблемы, связанные с корпоративной формой ведения бизнеса;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне.
Владеть:
- методологией исследования фирмы;
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений;
- навыками самостоятельной аналитической работы.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Новые формы организации бизнеса
| Унитарные и дивизиональные структуры. Варианты внутренней дифференциации. Количество уровней дивизионализации. Управленческие конфигурации дивизиональных структур. H, M и Z формы дивизиональных структур. Адхократические структуры. Модульные структуры. Сетевые структуры.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 8;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 2;
ПК – 3;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 12;
ПК – 13;
| Знать:
- сущность унитарной структуры и ее основные характеристики;
- сущность дивизиональной структуры, ее основные характеристики и формы;
- сущность адхократической структуры и ее основные характеристики;
- сущность модульной структуры и ее основные характеристики;
- сущность сетевой структуры и ее основные характеристики;
Уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- выявлять проблемы, связанные с организационной формой ведения бизнеса, предлагать способы их решения;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- выявлять проблемы институциональной несбалансированность на микроуровне;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации.
Владеть:
- методологией диагностики организационных форм ведения бизнеса;
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|
| Корпоративная культура
| Культура и групповое поведение. Модели поведения и их виды. Уровни корпоративной культуры: артефакты, ценности, базовые предположения. Типология культур: возможности применения и ограничения. Виды культур: бюрократическая, рыночная, клановая, адхократическая, властная и личностная. Культурное пространство корпорации.
| ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4;
ОК – 8;
ОК – 9;
ОК – 12;
ПК – 3;
ПК – 5;
ПК – 6;
ПК – 8;
ПК – 9;
ПК – 12;
ПК – 13;
| Знать:
- содержание категории культура;
- содержание моделей поведения и способы их формирования;
- уровни культуры;
- сущность бюрократической культуры;
- сущность рыночной культуры;
- сущность клановой культуры;
- сущность культуры власти и ее разновидности;
- сущность адхократической культуры;
- сущность личностной культуры;
- достоинства и недостатки типологизации культуры;
- культурное пространство корпорации.
Уметь:
- выявлять проблемы, связанные с несовместимостью внутренних институтов и принимаемых решений;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- выявлять проблемы институциональной несбалансированность на микроуровне;
- строить на основе описания ситуаций стандартные модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений.
Владеть:
- методологией институционального исследования корпоративной культуры;
- приемами применения методов институционального анализа к исследованию социально-экономических явлений;
- навыками самостоятельной аналитической работы;
- приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
| Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
|