Характеристика правовых актов управления зарубежных государств

В теории административного права зарубежных государств выделяются две основные формы государственного управления: правовые акты (административные акты) и административные договоры

Административные акты являются волеизъявлением соответствующих государственных органов в процессе осуществления своих функций.

Административные акты в зарубежных государствах классифицируются:

1. в зависимости от вида издавшего их органа;

2. в зависимости от способа принятия решения в органе, издавшем акт (коллегиальные или единоначальные);

3. по назначению (нормативные или индивидуальные);

4. по территориальному действию.

Нормативные административные акты – это акты, принимаемые государственными органами в процессе осуществления административной деятельности, которые регулируют широкий круг общественных отношений. Они предписывают правила поведения неопределенному числу лиц и применяются в отношении неопределенного числа случаев.

Индивидуальные акты относятся к отдельным определенным делам (предметам). Они отличаются конкретностью указания и носят персональный характер, т.е. относятся к определенному лицу или группе лиц.

Важное место в административном праве зарубежных государств занимает проблема внешних и внутренних актов. Внешние - оказывают юридическое воздействие в отношении лиц, не работающих в сфере государственного управления. Внутренние акты касаются отношений внутри механизма государственного управления.

Административные акты можно подразделить на учредительные и декларативные.

Учредительные акты создают, изменяют или прекращают административные правоотношения. Этими актами регулируются права и обязанности физических и юридических лиц. Учредительные акты, как правило, вступают в силу с момента их принятия. Действие таких актов обращено в будущее.

В зависимости от характера регулирования учредительные акты делятся на уполномочивающие, предоставляющие стороне определенное право, которого она до этого не имела, и обязывающие, налагающие на сторону определенные обязанности. Нередко как уполномочивающие, так и обязывающие акты содержат одновременно оба элемента: полномочия и обязанность. Поэтому для установления вида административного акта необходимо в каждом конкретном случае определить, какой из двух элементов доминирует.

Декларативными называются акты, которые конструируют наступление конкретных условий, необходимых для применения правовых норм. Такими актами правоотношения не создаются, а только подтверждаются.

В зарубежных государствах установлена презумпция действительности административного акта. Он исполняется до тех пор, пока не будет отменен издавшим его административным органом или упразднен каким-либо иным способом. Административный акт исполняется, если он не был обжалован или если обжалование не предусматривает его отлагательного действия.

Вместе с тем в теории административного права зарубежных государств разрабатывается концепция ошибочных административных актов. К категории ошибочных актов относятся незаконные и неправильные административные акты. Незаконными являются акты, противоречащие закону или подзаконному акту (наносят ущерб интересам, охраняемым законом.)

В зависимости от юридических последствий ошибочных административных актов последние могут быть подразделены на оспоримые (опровержимые) и недействительные.

Оспоримые (опровержимые) административные акты содержат ошибки, не имеющие серьезного характера.

Недействительным признается административный акт, который содержит существенную ошибку (изъян).

Другой формой государственного управления являются административные договоры. Под административными договорами понимаются соглашения, связывающие субъектов административного права и других субъектов и заключенные для достижения целей, стоящих перед государственным управлением. Требование согласовать позиции участников административного договора отличает его от административного акта.

Можно выделить следующие сферы использования административных договоров:

в связи с управлением общественными службами;

в целях приобретения, продажи или аренды имущества либо в целях его приспособления для государственных нужд;

для оформления отношений по найму персонала и ряд других.

Основу правового регулирования административных договоров составляют законы, которые можно подразделить на две основные группы.

Первую группу составляют законодательные акты, в которых закреплены понятие и основы правового режима административного договора.

Вторую группу составляют нормы законов, прямо или опосредованно касающиеся договорной практики в сфере государственного и муниципального управления.

Особое значение в механизме правового регулирования административных контрактов приобретает судебная практика. Это во многом связано с тем, что отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением административного договора, урегулированы в нормативных актах, как правило, фрагментарно, а потому особую роль при возникновении споров в связи с административными договорами приобретает накопленная судебная практика.

Административные договоры можно подразделить на договоры координационные (горизонтальные) и субординационные (вертикальные).

Координационные договоры заключаются, как правило, между субъектами административного права, а также между ними и другими субъектами в целях координации их деятельности (например, договор между органом исполнительной власти и юридическим лицом о совместной деятельности в какой-либо сфере). С помощью координационных договоров регулируются отношения, которые не могут быть урегулированы посредством издания административного акта. В таком договоре стороны, как правило, не подчинены одна другой.

Субординационные договоры заключаются между субъектами, находящимися в соподчинении. Это могут быть вышестоящий и нижестоящий административные органы. Отношения, регулируемые субординационным договором, могут быть урегулированы также путем принятия административного акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: