Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности А.В. Петровского

Группа состоит как бы из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, в соответствии с которым формируются отношения в группе.

Многоуровневая структура групповых отношений. На каждом развитии группы более низкие слои не исчезают, а лишь преобразуются

— В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми (поверхностные контакты), основанные на эмоциональной приемлимости/неприемлимости.

— Во втором слое эти отношения опосредуются совместной деятельностью.

— В третьем слое (ядре группы) развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности.

Когда все слои развиты, группа становится коллективом.

Деятельностное опосредование – это системообразующий признак коллектива. Важна степень развития предметной деятельности.

Критерии степени развитости:

1) выполнение группой основной общественной функции

2) соответствие группы социальным нормам

3) способность группы обеспечить каждому члену возможность для полноценного развития.

В этом, третьем слое важно совпадение ценностей и развитие мотиваций членов группы. Этот слой распадается еще на два: отношение к деятельности и собственно межличностные отношения, посредованные деятельностью.

У Петровского также есть классификация групп. Он выделяет пространство групп, в нем два вектора: наличие/отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (ось Х) и общественная значимость групповой деятельности (ось Y). Вектор опосредованности имеет одностороннее направление, вектор содержания деятельности – двусторонее.

Фигура 1 – коллективы, где максимальны общественная значимость деятельности и степень опосредования ею межличностных отношений.

Фигура 2 – несформировавшиеся коллективы.

Фигура 3 – антиобщественная группа, высокая степень опосредования межличностных отношений антиобщественной деятельностью (например, банда преступников, мафия).

Фигура 4 – антиобщественная группа, менее опасная нежели предыдущая.

Фигура 5 – слаба степень развитости показателей (это, например, случайная группа людей в эксперименте – но это нарушение классификации, т.к. речь идет о реальных естественных группах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: